Страница:БСЭ-1 Том 52. Сознание - Стратегия (1947).pdf/125

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

только партийная литература, проникнутая идеями коммунизма, может объективно правильно выразить характер эпохи, отдельных её моментов, тенденцию дальнейшего историч. развития общества. В литературе С. р. объективность органически сливается с партийностью. Чтобы изобразить новый мир и людей нового, социалистич. общества объективно правдиво, надо глубоко понимать явления жизни, и это понимание даёт теория марксизма-ленинизма, теория рабочего класса.

Художник, который хочет быть выразителем идей, чувств и интересов нового общества, должен владеть марксистско-ленинским мировоззрением. Художественный метод С. р. неразрывно связан с отношением художника к жизни, к социалистич. действительности.

Марксизм-ленинизм учит художника изображать жизнь исторически конкретно, понимать процесс мирового и общественного развития диалектически. Ни одно явление в природе не может быть правильно понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, вне его движения, изменения и развития. Надо видеть в том или ином явлении ведущие, определяющие черты. Основное положение ленинской теории познания — познание «всех процессов мира в их „самодвижени и“, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, ... познание их, как единства противоположностей» (см. Ленин, Сочинения, т. XIII, стр. 301), наряду с ленинским определением партийности искусства, даёт возможность понять существо С. р. как художественного метода. «Наша обязанность, — учит И. В.

Сталин, — рассматривать жизнь в её разрушении и созидании и ставить вопрос: что разрушается и что созидается в жизни?» (Сталин, Соч., т. I, стр. 298). Для искусства С. р. недостаточно дать правдивое изображение социалистич. строительства, надо показать тенденцию его развития, перспективу, заглянуть в будущее. И если художник глубоко познает эту действительность, его творчество выполнит своё высокое назначение. Оно раскроет широкие картины грядущего, оно будет воспитывать людей в духе коммунизма, оно будет создавать типы новых людей. С. р. как литература глубоко жизненная, объективно исторически правдивая, свободная от классовой борьбы, открывает широкий простор творчеству* даёт возможность самого свободного проявления творческой индивидуальности . Диалектически-материалистич. философия рабочего класса социалистич. эпохи выдвинула вопрос о научном предвидении. Искусство С. р. ставит вопрос об умении художника в настоящем видеть ростки будущего, о его умении заглядывать в будущее, ставит вопрос об элементах романтизма в искусстве С. р.

В ранних произведениях Пушкина, Лермонтова романтизм выразился в создании образов сильных, мужественных ладей, с сильной волей, гордых, непокорных, чей мятежный дух восставал против существовавшей мрачной действительности. В этом отличие активного романтизма от пассивного, который являлся отходом от действительности, уводил от неё в область несбыточной мечты, тормозил рост революционного сознания масс и утверждал теорию искусства для искусства.Однако активный романтизм прошлого не мог дать правильного художественного предвидения будущего, правильного понимания процесса развития жизни. Идеал будущего был неизбежно утопическим. Борьба героев была борьбой одиночек.

Революционный романтизм своё историч.. оправдание нашёл на высшей ступени развития реализма, в творчестве Горького, выполняя в области литературы и искусства ту же важную роль, что предвидение в области науки.

Основоположники марксизма-ленинизма всегда с особым интересом относились к художникам, пытавшимся заглядывать вперёд, тосковавшим по прекрасному будущему, стремившимся проникнуть в него. Известны высказывания Маркса о «Прометее прикованном» Эсхила, отношение Ленина к роману «Что делать?» Н. Чернышевского. «Плох тот коммунист, который не умеет мечтать», — говорил Ленин, подчёркивая при этом реальный характер мечтания, умение видеть широкие перспективы будущего (см. кн.: Луначарский А. В., Статьи о театре и драматургии, 1938, стр. 19).

Горький предлагал изображать человека не только таким, каков он есть сегодня, но и таким, каким он должен быть и будет завтра. «Это не значит, что я советую выдумывать человека, а домысливать реально уже существующие и развивающиеся его черты», — говорил Горький. С. р. включает в себя романтику революционную, оптимистическую, опирающуюся на реальность развития. Такая романтика далека от утопии, потому что советский художник твёрдо стоит на почве реальной жизни, потому что очертания будущего уже намечаются в огромной созидательной работе настоящего. «Революционный романтизм должен входить в литературное творчество, как составная часть, ибо вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключаются в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами» (Ж данов А., Советская литература — самая идейная, самая передовая литература в мире, 1934, стр. 14).

Героический характер социалистич. эпохи, её пафос, величие вызывают стремление дать высокие синтетич. образы, прежде всего образы великих вождей рабочего класса Ленина и Сталина и их верных соратников, воплотивших в себе лучшие качества борцов за счастье человечества. В поэме В. Маяковского* «Владимир Ильич Ленин» образ великого вождя дан монументально, со всей силой художественного обобщения. Яркий образ.

Ленина создан в кинофильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», в пьесах «Человек с ружьём» и «Кремлёвские куранты» Н. Погодина, в рисунках и памятниках, ряда известных художников и скульпторов (С. Меркуров, Н. Андреев). Образ Сталина нашёл своё художественное воплощение во многих картинах советских художников (А. Герасимов, Д. Налбандян), в монументальной скульптуре (С. Меркуров), в поэзии и устном народном творчестве, в ряде выдающихся кинофильмов, в т. ч. «Клятва». Велика задача создания образов целых коллективов, живущих высокими идеями эпохи, героических