Страница:БСЭ-1 Том 52. Сознание - Стратегия (1947).pdf/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

В рядах С. ш., вследствие её теоретич. беспринципности, уживались люди различных политич. направлений — от крайних реакционеров до социал-реформистов. Отдельные представители С. ш. выдвигали преимущественно либеральные предложения (особенно именовавшее себя «социалистическим» левое крыло С. ш. в дореволюционной России).

Однако в целом теория С. ш. в Западной Европе являлась орудием реакции в уголовной политике. Давая псевдонаучное объяснение роста преступности, вызванного в действительности резким обострением классовой борьбы и классовых противоречий в период упадка капитализма, С» ш. замаскировывала тем самым классовые корни преступности. Выдвигая туманные и беспочвенные пожелания о «социальных реформах», настаивая на нек-рых либеральных мероприятиях (условное осуждение, прогрессивная система заключения), С. ш. одновременно пропагандировала усиление репрессии, отказ от правовых гарантий, требовала замены буржуазно-демократич. законности произволом и «усмотрением» судьи, полицейского и тюремщика. Таким образом, С. ш. сочетала обе тактики буржуазии — тактику реакции и тактику либерализма. Реакционные положения С. ш. широко использованы в буржуазном уголовном законодательстве и судебной практике последних десятилетий, особенно в борьбе с революц. движением; в частности, в законодательстве воспринято сочетание наказания и мер безопасности, резко усиливающее тяжесть репрессии и открывающее путь беспредельному произволу карательных органов.

Н. Дурманов.

СОЦИОЛОГИЯ (франц. от лат. societas  — общество и греч. logos — наука), термин, введённый Огюстом Контом (см.) для обозначения науки об обществе, его закономерностях и движущих силах и получивший распространение в буржуазной науке. Для буржуазной С. характерен абстрактный метафизический подход к обществу, стремление установить единые и неизменные законы общественной жизни для всех исторических эпох. Термин «С.» употребляется также для обозначения учений об отдельных отраслях науки об обществе: генетическая С. (учение о происхождении социальных институтов), С. брака, С. искусства и т. д. Единственно правильной и подлинно научной теорией общественного развития является созданный Марксом и Энгельсом и развитый Лениным и Сталиным исторический материализм. До создания Марксом и Энгельсом исторического материализма в учениях об обществе и во взглядах на общественную жизнь господствовали идеалистические и метафизические теории, рассматривающие общество как продукт божественной воли или результат случайной деятельности отдельных лиц (героев); к обществу подходили вне его развития, закономерность общественной жизни либо вовсе отрицали, либо пытались свести её к влиянию географической среды, росту народонаселения или биологическим особенностям человеческого организма. Домарксовская социология и историография, в лучшем случае, давали накопление фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Многочислен 310

ные представители старой С*, отражая интересы эксплоататорских классов, старались доказать вечность и «естественность» рабовладельческих, феодальных или капиталистических отношений. Только марксизм-ленинизм, будучи глубоко научной теорией самого передового класса в истории человечества — пролетариата, сумел открыть подлинные закономерности общественного развития. Распространив положения диалектич. материализма на познание общественных явлений, Маркс и Энгельс создали исторический материализм, к-рый впервые возводит социологию на степень науки.

Изучение общественной жизни берёт своё начало в Древней Греции. Уже в трудах древне-греч. историков Геродота (484—425 до хр. э.) и Фукидида (460—399 дохр. э.) содержится догадка о закономерности общественного развития. Оба историка делают попытку выйти за пределы теологического понимания общества. При объяснении отдельных историч. событий они обращаются не к «потустороннему» миру, а к реальной действительности, в т. ч. к экон омич, условиям. Вместе с тем взгляды Геродота и Фукидида ещё полны наивных донаучных представлений. Ряд ценных социология, высказываний имеется в трудах знаменитого греч. материалиста Демокрита (460—370 до хр. э.).

Демокрит не распространяет материализм на познание общества. Однако при анализе первобытной культуры Демокрит приходит к интересному выводу о преобладающем значении в жизни людей борьбы за существ вование. Нужда, по Демокриту, научила людей всему. Развитие техники Демокрит связывает со стремлением человека подражать природе. В государстве он видит силу, охраняющую рабовладельческий порядок. Рабовладельческую демократию он рассматривает как предел общественного развития. Антипод Демокрита идеалист Платон (427—347 до хр. э.) выступает резким противником афинской демократии. Он идеализирует египетский кастовый строй и является сторонником аристократической рабовладельческой республики во главе с философамиаристократами. Платон видит в государстве воплощение нравственной идеи и стремится увековечить рабовладельческие отношения.

Рассматривая развитие демократии как общественный регресс, Платон объясняет его упадком нравственности. Наивысшего уровня античная общественная мысль достигает в учении Аристотеля (384—322 до хр. э.).

Аристотель называет человека «политическим животным» (zoon politikon) и видит в обществе результат инстинктивных стремлений человека к совместной жизни. Общество, по Аристотелю, совпадает с государством.

Рассматривая частную собственность и рабство как исторические явления, Аристотель пытается в то же время доказать, что сама природа сделала одних рабами, а других свободными. Аристотель признаёт, однако, зависимость социального расслоения от имущественного положения. Причину общественных потрясений он находит в имущественном неравенстве людей. Центральное. место в политической концепции Аристотеля занимают «средние элементы».

Под идеальным государственным строем