Страница:БСЭ-1 Том 54. Телецкое озеро - Трихофития (1946).pdf/205

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ТОВАР

эквивалентов суживается, и эквивалентная форма прочно срастается с одним или несколькими Т. С каким именно Т. срастается форма всеобщего эквивалента, это сначала является делом случая. «Однако в общем и целом два обстоятельства играют здесь решающую роль. Денежная форма срастается или с наиболее важными предметами, которые получаются извне и действительно представляют естественно развивающуюся форму проявления меновой стоимости для туземных продуктов. Или же — с предметом потребления, который составляет главный элемент туземного отчуждаемого имущества, каков, напр., скот» (М арке, Капитал, т. I, 8 изд.> 1936, стр. 48). В результате длительного развития обмена единственным всеобщим эквивалентом выделяются металлы: сперва медь, затем серебро и, наконец, золото.

Денежная форма обмена соответствует той стадии развития меновых отношений, когда поступающие на рынок предметы уже производятся как Т. Она предполагает окончательное превращение продуктов труда в Т. Вместе с тем и количественные пропорции между Т. здесь отражают соотношения затрат труда на эти Т.

Подытоживая развитие обмена в эпохи, предшествующие цивилизации, Энгельс пишет: «На низшей ступени люди производили только непосредственно для собственного потребления; происходившие отдельные акты обмена были редки, касались только случайно остававшихся излишков. На средней ступени варварства мы уже находим у пастушеских народов скотоводческое хозяйство, которое при известной величине стад регулярно доставляет некоторый излишек над собственным потреблением; одновременно мы застаём разделение труда между пастушескими народами и отсталыми племенами без стад, две рядом стоящие различные ступени производства и вместе с тем условия для регулярного обмена.

На высшей ступени варварства происходит дальнейшее разделение труда между земледелием и ремеслом, а вместе с тем — производство всё возрастающей части продуктов труда непосредственно для обмена, превращение обмена между отдельными производителями в жизненную необходимость для общества. Цивилизация упрочивает и усиливает все эти возникшие до неё виды разделения труда, особенно путём обострения противоположности между городом и деревней...; она присоединяет к этому третье, свойственное ей, весьма важное разделение труда: создаёт класс, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов, создаёт купцов» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 140—141).

Третье крупное общественное разделение труда — выделение класса купцов — делает обмен регулярным не только в пределах складывающихся к этому времени народов, но и в сношениях между разными народами.

Утверждение денежной формы и во внутреннем и во внешнем обмене придаёт всем поступающим  — в обмен продуктам, Т. единую форму. Однако далеко не сразу товарная форма становится формой, присущей всякому продукту труда. Проникая внутрь натурального х-ва, обмен лишь с трудом прокладывает себе дорогу. Основная масса продуктов не

только при родовом быте, но даже в рабовладельческом и феодальном х-ве продолжает производиться для собственных нужд. Лишь очень незначительная часть продуктов труда попадает в обмен, а ещё меньшая — производится для обмена. Товарная форма не становится ещё всеобщей формой продуктов труда.

В рабовладельческих обществах, где самый способ связи между рабочей силой (рабом) и средствами производства носит натуральный характер (внеэкономическое принуждение), развитию меновых отношений положены сравнительно узкие пределы. Основная масса продуктов, производимых крупными рабовладельческими виллами, идёт на содержание рабовладельца и его фамилии, на содержание рабов и производственного персонала вилл> на производственные нужды собственного х-ва и потому не превращается в Т. Лишь излишек продукта сверх этих потребностей поступает на рынок для обмена гл. обр. на предметы роскоши для нужд рабовладельца.

Мелкое х-во свободных в гораздо большей мере приобретает характер товарного х-ва, однако его развитию и росту также поставлены узкие границы: оно не выдерживает конкуренции с крупными рабовладельческими предприятиями и разоряется.

В феодальном х-ве обмен, развиваясь, втягивал в рыночные отношения и самого феодала и его крестьянина; возникают города, являющиеся центрами и Т. и товарного производства. Однако феодальные отношения с присущими им прикреплением крестьян к земле, зависимостью сельского населения от феодала, малоземельем крестьянства и его эксплоатацией, основанной на внеэкономическом принуждении, ставят развитию обмена и товарных отношений узкие рамки. Только ликвидация феодальных отношений в деревне открывает простор для всё большего распространения товарной формы продукта труда.

При капитализме товарное производство становится всеобщей, господствующей формой производства, а Т. — всеобщей общественной формой продукта труда. В капиталистич. обществе товарную форму приобретают не только продукты труда, но и все элементы общественного богатства. Т. становится и рабочая сила человека. Самый способ связи производителя (наёмного рабочего) со средствами производства опосредствуется обменом, а потому производство продуктов в товарной форме становится необходимостью.

Лит.: МарксК., Капитал, т. I, 8 изд., [М.], 1936; его же, К критике политической экономии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XII, ч. 1, М., 1935; его же, Теории прибавочной стоимости, т. I, 4 изд., [Л.], 1936; Энгельс Ф., Закон стоимости и норма прибыли, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф.» Соч., т. XVI, ч. 2,[М.], 1936; Архив Маркса и Энгельса, т. IV, [М.], 1935; Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. XVIII («Карл Маркс»); Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов, т. I, Москва — Ленинград, 1935; Рикардо Д., Сочинения, т. I — Начала политической экономии и налогового обложения, Москва, 1941.

JL. Новый.

Товар в советском хозяйстве.

Необходимость товарно-денежных отношений в советском хозяйстве. Продукты, произ водимые в советском хозяйстве, являются товарами. Они поступают к потребителям через куплю-продажу, через обмен. Необходи-