Страница:БСЭ-1 Том 54. Телецкое озеро - Трихофития (1946).pdf/233

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

тира Т. и на фразёрствующих бюрократов, на «голубых» рыцарей Третьего отделения («Сон Попова»). Все эти сатиры Т. могли быть опубликованы только за рубежом, но они разошлись по стране во множестве списков. Лирика Т. замечательна силой и глубиной чувства любви и природы, неразрывно связанных между собой (напр., «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...»). Стихи Т. отличаются глубокой внутренней музыкальностью («Не ветер вея с высоты», «Средь шумного бала...», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре», «То было раннею весной...» и др.), многие из них положены на музыку Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым и др.

С оч. Т.: Полное собрание сочинений, т. I — IV, СПБ, 1913; Сочинения, [т.] I — II, М. — Л., 1937—39 [I — Полное собрание стихотворений, II — Драматическая трилогия].

А. Цейтлин.

ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич (1883—1945), выдающийся русский писатель, «один из лучших и один из самых популярных писателей земли советской» (Молотов В., Конституция социализма. Речь на Чрезв. 8 Всес. Съезде Советов, 1937, стр. 14). Родился 10/1 1883 (29/ХП 1882 по старому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачевск) Самарской губ. ОтецТ. — самарский предводитель дворянства, автор нескольких проектов конституции. Мать Александра Леонтьевна Востром (по второму мужу) — детская писательница.

Детство Т. прошло на хуторе Сосновка Самарской губернии, усадьбе, принадлежавшей отчиму Т. — А. А. Вострому, описанное впоследствии в замечательной автобиографической повести «Детство Никиты» (1919).

В 1901Т. окончил реальное училище в Самаре.

В том же году Т. поступил в Петербургский технологич. ин-т, к-рый окончил в 1908.

В студенческие годы, Толстой сблизился со столичной писательской средой («Башня»  — встречи литераторов у Вячеслава Иванова, А. Куприн, А. Грин и др.). Раннее творчество Т. складывалось под воздействием, с одной стороны, фольклора, сказок, песен, с детства составивших основу образного восприятия мира Т., и, с другой стороны, поэзии декаданса с его изысканной эстетикой, тяготением к стилизации. Первая книга стихов Т. — «Лирика» была уничтожена автором.

Усвоив на нек-рое время литературные приёмы декадентов, Т. был далёк, однако, от их мировоззрения. В 1910 вышли «Сорочьи сказки», в 1911  — новая книга стихов и песен  — «За синими реками», обращённая к славянскому язычеству, к мифологии, к истокам народного творчества. В стихах, сказках и песнях Т. воспевает крестьянский земледельческий труд, сметливого русского человека и вольную, мягкую русскую природу.

Сказки Т., несмотря на налёт стилизации, исполнены народного реализма, придающего житейскую правдивость фантастическим собь^тиям. Сам автор считал началом своейработы над художественной прозой рассказы «Соревнователь» и «Яшмовая тетрадь» (1909): Ранние рассказы Т. характерны прозрачностью красок и вместе с тем своим сатирическим колоритом и стилизацией под 18 век.

Критические и гротескно-сатирические мотивы получили дальнейшее развитие в повестях и романах: «Две жизни», «Чудаки» (1910), «Хромой барин» (1912), «Мишука Надым ов» и др. В годы реакции, распространения декадентщины, мистики, эротики, антиобщественных тенденций Т. выступил как продолжатель традиций классического русского реализма 19 в.

Народолюбивые черты творчества Т. сближали его с Горьким, Чеховым, Короленко и другими передовыми представителями русской литературы. А. М. Горький писал в 1911 Партийной школе в Париже: «Обратите внимание на нового Толстого, Алексея, писателя ’несомненно крупного, сильного, с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства. Вам было бы приятно и полезно познакомиться с этой новой силой русской литературы» (архив Горького, шифр: 9557, 21—4 — 4, Институт им. Горького). Т. хорошо знал и изобразил жизнь и застойный быт умирающих заволжских дворянских гнёзд. Герои «Заволжья»  — цикла произведений об уездной, усадебной и мещанской России — это обедневшие помещики, кутилы, спив-' шиеся «лишние люди» (Красносельский  — «Хромой барин», Палымов  — «Мишука Налымов» или Смольков  — «Чудаки»), никчемные «хлюпики», игроки жизни, познавшие тщету’ её и ищущие убежища в родной усадьбе, это мечтатели, бесполезные чудаки и злые, дикие самодуры. Смех, издевка Т. над этими людьми не омрачает светлый, оптимистический колорит его произведений. Оправдание жизни и смысл её Т. в этот период видел в любви.

Жажда любви и счастья теплится в душах даже самых опустившихся людей. Реализм Т.

• пропитан пушкинским жизнелюбием, проник; новенным интересом и сочувствием к чело, веку, несмотря на иронический взгляд Т. на слабости и пороки созданного им мира. Недаром Горький назвал талант Т. «весёлым». Носителями положительных начал в этот период у Т. чаще всего являются нежные и сильные женские характеры (Соня в «Двух жизнях» и др.).

Второй период творчества Т.(годы1914—22) сам автор назвал годами внутреннего, идейного кризиса («О себе»). Как художник Т. в те годы совершенствовал своё мастерство в произведениях, в значительной мере посвящённых городской интеллигенции, деклассированным дворянам, крестьянству («Человек в пенснэ», «Без крыльев», «Утоли моя печали» • и др.). В период первой мировой войны 1914—1917 годы Т. был военным корреспондентом «Русских ведомостей» (книга военных корреспонденций  — «В Англии, на Кавказе, по Волыни и Галиции»). «Война раскрыла огромные темы, — писал впоследствии Т., — но у меня было плохое орудие, чтобы проникнуть в их глубину, и вот почему две трети написанного во время войны тоже не вошло в мои сочинения» («Как мы пишем», стр. 151). «Царская цензура не позволила мне во всю силу рассказать то, что я увидел и перечувствовал»