Страница:БСЭ-1 Том 54. Телецкое озеро - Трихофития (1946).pdf/245

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

звуком слова равенство!.. Неужели это цивилизация, в которой деньги убивают поэзию?.. Неужели приюты для нищих — гуманность?». «Люцерн»  — характерное произведение того времени, когда в России побеждал буржуазный строй, а на Западе проявились противоречия его развития. Хаос остро ранящих противоречий и конфликтов обступает писателя. Т. не даёт ответа на поставленные вопросы. «Веками трудились люди, — рассуждает он, — а не нашли всей истины». И Т. обращается к богу, ищет разрешения общественных конфликтов в личном совершенствовании.

В 1858 Т. написал рассказ«Три смерти».

Умирают три существа: барыня, мужик и дерево. Смерть барыни  — «жалка и гадка», мужика и дерева — прекрасна, потому что у них есть «гармония со всем миром, а не такой разлад, как у барыни». Т. искал во всей своей деятельности гармонии личности с миром. Он не находил этой гармонии, ограниченный пределами, поставленными эпохой и обществ ом, его породившими. Вот почему Т. так много размышлял о смерти, об уничтожении материального «я». Образ смерти проходит через всё творчество Т., завершаясь «Смертью Ивана Ильича», произведением, в к-ром Т. раскрывает пустоту и бесперспективность жизни господствующих кругов общества.

' * Поиски мировой гармонии со всей силой проявились в кавказской повести Т. «Казаки» <1852—63). Оленин бежит из «неволи душных городов». Он ощущает жизнь столичного светского круга как невыносимо гадкую ложь.

И когда перед ним открывается мир величавопрекрасной природы и слитная с нею жизнь казачьей станицы, он радостно сознаёт превосходство этого мира над тем, в к-ром он живёт. «Казаки»  — выдающаяся даже в толстовском творчестве вещь по силе художественной и вместе с тем это философское произведение, в ярких образах к-рого воплотились идеи толстовского пантеизма. Толстой утверждает смысл жизни в непрестанном слиянии человека с природой. Оленин любит красавицу-казачку Марьянку как «олицетворение прекрасной природы» и, любя её, чувствует себя «нераздельной частью всего счастливого божьего мира». Он хочет жить, как Л у кашка и Ерошка, согласно законам, к-рые положила природа «солнцу, траве, зверю, дереву». Тогда, думает Оленин, замолкнет немолчный голос «кто я? и зачем я?».

«Пришла красота, — пишет Оленин о Марьянке, — и в прах рассеяла всю египетскую жизненную внутреннюю работу», т. е. работу непомерно разросшегося индивидуалистического сознания, постоянного самоанализа и самооценки. Однако все решения Оленина иллюзорны. С исключительной психологической и художественной убедительностью Т. показывает, что ничего не выходит и не может выйти из опрощения Оленина. Ерошка — заядлый охотник, знающий повадку всякого зверя и птицы, удалой казак, джигит, одно из самых оригинальных и живых воплощений пантеизма. Для Ерошки законы природы выше законов человеческих, к-рые выдумали «уставщики». Он отрицает церковную религию совсем в духе Т. Изображая непосред* ственные чувства представителей народа (Марьяна, Лукашка), Т. подчёркивает ихнеразрывную слитность с природой и с патриархальным коллективом. Т. вложил в изображение природы и человеческой красоты большое прогрессивное содержание, несмотря на идеализацию неподвижности народной жизни. Проповедь опрощения, утверждения превосходства представителей народа над праздным, командующим меньшинством цивилизованного общества, воплощение в художественном образе «естественного» человека имели глубоко прогрессивный смысл и значение.

В 1863, в обстановке усиленного интереса русского общества к проблемам истории, у Т. возник замысел огромного историч. произведения. Работе Т. над романом «Война и мир» предшествовало написание эпизода из повести «Декабристы», в к-ром рассказывалось о возвращении декабриста ^Лабазова из ссылки.

Т. оставил написанное и углубился в историю, чтобы понять и представить судьбу своего героя: от 1856  — года возвращения декабристов из ссылки — он пришёл к 1825, а затем к молодости героя  — 1812. Возник замысел большого произведения «Три поры», и, обдумывая его, Т. от 1812 углубился в 1805, объясняя это необходимостью изобразить не только год славы и торжества России, но и неудачи её в войне с Францией в 1805 «Итак от 1856 года, возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих героев и через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов», — писал Т. в наброске предисловия к «Войне и миру».

Т. не осуществил всего грандиозного замысла, он остановился на 1812 годе. Софья Андреевна Толстая рассказывает в 1884 со слов Т.: «Постепенно перед автором раскрывались всё глубже и глубже источники тех явлений, которые он задумал описать: семья, воспитание, общественные условия и пр. избранных им лиц; наконец, он остановился на времени войны с Наполеоном, которое и изобразил в „Войне и мире". В конце этого романа видны уже признаки того возбуждения, которые отразились в событии 14  — го декабря 1825». Так возникла огромная художественная эпопея «Война и мир» (1863—69), в к-рой основные пути истории, судьбы народов и государств предстали в правдивом художественном воссоздании. В романе «Война и мир» Т. изображает события военной и гражданской мировой истории, вплетая в них картины мира — семьи, общественной жизни дворянской России. «Война и мир» отличается необычайной глубиной художественных образов, ярким изображением исторических событий, человеческих жизней, быта, выразительными картинами природы. События в романе развиваются с необычайной динамикой, последовательностью, с разнообразием приёмов. Большой философский роман по увлекательности стоит на одном из первых мест в мировой литературе. Цари и полководцы, генералы и солдаты, герои и масса, исполненный очарования молодости личный мир Наташи Ростовой, искания и сомнения Пьера Безухова и Андрея Болконского, живущих общественными интересами времени, дипломатическая возня и сражения, где кровь*ю решаются судьбы народа и государства, — вся эта «громадно-несущаяся