Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/107

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

и около 40 стихотворений. В лирике Т. оставался в основном романтиком. Его поэзии присущи настроения затаённой тревоги, томления, сожаления о пережитом. Но уже в поэмах «Параша» (1843), «Помещик» (1845), «Андрей» (1845), сочувственно встреченных Белинским, Т. дал реалистич. изображение быта помещичьей усадьбы и психологии её обитателей. Женские образы в «Параше» и «Андрее» приближаются к героиням романов Т. Цельные натуры, требовательные к жизни, они не находят себе достойного героя.

В поэмах обнаруживаются и литературные истоки реализма Т. «Параша» и «Андрей» ближайшим образом связаны со «Сказкой для детей» Лермонтова, на них сказалось также влияние «Евгения Онегина» Пушкина, определившее не только общий стиль письма, но и структуру поэм, в частности, их строфическое построение и наличие многочисленных авторских отступлений. Поэма «Помещик», хотя и опирается на традицию шутливых поэм («Граф Нулин», «Домик в Коломне» Пушкина, «Казначейша» Лермонтова), всё же теснее связана с натуралистич. «физиологическими очерками» 40  — х гг. Поэма «Помещик» по преимуществу составила Т. в эти годы репутацию писателя «натуральной школы».

Литературным ученичеством отмечены первые рассказы Т. («Андрей Колосов», 1844, «Три" портрета», 1845, и «Бреттёр», 1846).

В обрисовке главного персонажа «Трёх портретов» Т. близок Лермонтову, наделяя своего героя противоречивыми качествами, отличавшими Печорина. Влияние Гоголя, заметное в рассказе «Петушков» (1847), сказалось гл. обр. в некоторых драматич. произведениях. В пьесе «Безденежье» (1846) дворянский сынок Жазиков — родной брат Хлестакова, так же как его слуга Матвей — близкая родня гоголевскому Осипу. Отношения барина и слуги обрисованы у Т. поразительно сходными с отношениями этой классич. пары у Гоголя. В ранних критич. статьях Т. уделял много внимания судьбам театра, выдвигая значение комедий Гоголя как образцов, по к-рым должна равняться русская драматургия. Ранние вещи Т. встретили весьма одобрительные отзывы Белинского. Особую похвалу вызвала поэма «Помещик», по поводу к-рой критик заметил, что талант писателя с наибольшей полнотой проявляется в очерковой манере. Учтя это замечание и следуя совету Белинского, Т. приступил с конца 1846 к работе над «Записками охотника», сразу выдвинувшими его в число популярнейших русских авторов.

Очерк «Хорь и Калиныч», напечатанный в «Современнике» в 1847, имел совершенно исключительный успех в литературных и широких читательских кругах. Вслед за первым очерком в «Современнике» в 1847—51 было напечатано ещё 20 эпизодов. «Записки охотника» тесно примыкают по жанровой принадлежности к «физиологическим очеркам», занимавшим виднее место среди произведений «натуральной школы». «Записки охотника», тот резонанс, к-рый они получили в обществе, явились сильнейшим ударом по крепостничеству. Тургенев с большой силой и страстью раскрыл в них богатства и силу народной души. Глубоко сочув 204

ственная, реалистич. обрисовка крестьянских типов сопровождалась в них резко сатирич. воспроизведением помещичьей среды. Только в знаменитом «Письме к Гоголю», не подпавшем под цензурный просмотр, Белинский мог заявить открыто, что «самым живым, современным национальным вопросом . в России является уничтожение крепостного права».

«Записки охотника» Т. приводили читателей к той же мысли, развёртывая последовательную цепь рассказов, рисующих состояние крепостной деревни, хотя Т. мало показывает ненависть крестьянских масс к своим угнетателям, борьбу с ними, изображая преимущественно пассивные, созерцательные характеры. Сатирич. обрисовка помещичьего круга достигла наибольшей остроты в трёх очерках: «Бурмистр», «Два помещика», «Контора». Характеризуя помещика-либерала, его крепостнич. сущность, Ленин обратился к образу Пеночкина из рассказа «Бурмистр» (см. [[Ленин|span>]], Соч., т. XII, стр. 9—10).

Эги очерки, а также последовавший за ними эпизод «Бирюк», в к-ром Т. очень отдалённо изобразил нарастание глухого протеста в среде крестьян, были написаны в период наибольшей близости Т. к Белинскому во время их совместного пребывания в Зальцбрунне и в Париже летом 1847. Определяя значение книги Т., один из современников (И. С. Аксаков) характеризовал «Записки охотника», как «стройный ряд нападений», «целый батальный огонь против помещичьего быта».

В «Записках охотника» вполне развернулся талант Т., его зоркая наблюдательность, умение немногими характерными штрихами воссоздать типические сцены и характеры, мягкая добродушная ирония, а местами сатирическая язвительность, тем более едкая, что она прикрывалась внешне спокойной, ровной манерой повествования. Отвращение ко всякой аффектации при богатстве духовного содержания является типичным в творческой манере Т. В «Записках охотника» Т. показал себя мастером пейзажа. Главную красоту тургеневскому пейзажу придаёт проникающая его задушевная, щемящая, меланхолическая грусть.

К «Запискам охотника» примыкают рассказ «Муму», написанный под арестом в 1852, и повесть «Постоялый двор» (1852), трактующие ту же тему помещичьего произвола.

Во время пребывания за границей в койне 40  — х гг. Т., помимо «Записок охотника», написал свои основные драматич. произведения. Драматургия Т. носила экспериментальный характер. Последовательно переходя от бытовой комедии к салонной «драматической пословице», от психология, драмы к бытовым сценам, Т. испытывал свои силы в поисках обновления репертуара русского театра. Первая законченная Т. за границей пьеса «Где тонко — там и рвётся» (1848) так же, как написанные позднее «Провинциалка (1850) и «Вечер в Сорренто» (1852) — представляют собой комедию с бегло очерченными характерами и несложной, но увлекательной интригой, основной интерес к-рой заключался в живом, то задушевно-лир и чес ком, то шутливом диалоге, сотканном из намёков и недомолвок и необычайно тонко передающем настрое-