Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/121

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Особенно пышно османское искусство расцвело в Стамбуле.

Мечеть Баязида II (1501—06), построенная архитектором Хайреддином, была первой, отличной от стиля Брусы. Она открывает классич. период. В ней квадратный центр покрыт куполом с двумя полу куполами того же диаметра и с восемью малыми боковыми куполами. За главным входом вправо и влево простираются два крыла, перекрытые стрельчатыми арками. Центральный купол держится на четырёх столбах, дающих место боковым нефам, к-рые перекрыты малыми куполами. Перед мечетью расположен квадратный внутренний двор (харем) с купольными портиками на мраморных колоннах.

Средний из трёх входов имеет портал. По сторонам двора установлены два тонких минарета.

По пути, проложенному Хайреддином, а также Айязом и Кемаледдином, пошёл дальше знаменитый Синан Коджа, т. е. В. еликий (1489—1588), глава зодчих империи и своей школы. Гений Синана оригинален, разнообразен и плодовит. Ему принадлежат ок.

400 памятников. Синан был знаком с архитектурой Ирана, Египта и сельджукской Малой Азии. Его постройки отличаются гармонией линий и пройорций, исключительной целостностью и законченностью, при скромной, но мастерской декорации. Такова  — мечеть Шахзаде в Стамбуле (1543). Квадратная в плане, она перекрыта большим куполом и четырьмя полукуполами. Шедевр Синана  — мечеть Сулеймание (1557), лучшая в Стамбуле, знаменующая одно из высших достижений турецкого зодчества. В основе её плана лежат два смежных квадрата. Помимо центрального купола с двумя примыкающими по л у куполами, она имеет ещё 10 куполов.

Внешний двор, прямоугольный в плане и с шадирваном в центре, имеет портики, центральный и два боковых входа. По сторонам расположены четыре высоких тонких шпилевидных минарета с круглыми балконами.

Мечеть имеет общие черты с Айя Софией, но в ней много своеобразного. Другой шедёвр Синана — мечеть Селимие в Эдйрнэ (1567—1574), по преданию — любимое творение мастера.

Прямоугольная (в плане) мечеть перекрыта большим куполом и пятью полукуполами.

Купола возвышаются этажами, центральный опирается на 8 столбов. Внутренний двор  — также прямоугольный. Монументальность облика здания облегчается четырьмя изящными восьмигранными минаретами. Другие постройки этой школы в Стамбуле: мечети Хассеки (1539 и 1612), Дефтердар (1541), Ибрахим Махмуд паши (1551), Зал Махмуд паши (1551), Рустем паши (1560), Михримы (1556, в Скутари) и др.

Ученики Синана обновили его классич. стиль. Из него несколько выпадает творчество Мехмед Аги, напр., его мечеть Ахмеда I (1609—16) в Стамбуле. Мехмед Ага заимство-, вал у Синана только план и внешний вид/* внутри же создал нечто вроде дворца. Ряды окон делают стены «ажурными», не отделяющими внутреннее пространство от внешнего.

Колоссальные столбы имеют цилиндрическую форму.

В начале 17 века в зодчестве уже, несомненно, выявляются признаки упадка. Затемнаступает реакция против стиля Синана. В 18 в. официальная архитектура не создала ничего примечательного. Столичный стиль уходит в провинцию, в столичную архитектуру проникают европ. влияния. Она переживает последовательно своё барокко, ампир, псевдоренессанс и неоклассический турецкий стиль. Подлинный расцвет кончился с классич. периодом.

Скульптура не развивалась как самостоятельный вид искусства и была тесно связана с архитектурой: резьба по камню и дереву преимущественно геометрии, узоров. Весьма высоко стояла керамика. Ранние османские фаянсы, изготовлявшиеся в Изнике и Брусе, были очень близки к сельджукским. Первые мечети Брусы и Ешиль-Джами в Изнике декорированы многоцветными изразцами, но чаще ранние памятники имели одноцветную облицовку. В Изнике выделывалась также фаянсовая посу* да: тарелки, чаши, кувшины, Кружки и Рис. 3. Блюдо фаянсовое типа «Изт. п., ранее но  — ник» 18 в.; изображены корабли, сившие название «родосского» типа. В 15 и 16 вв. фаянсы выделывались также в Кутахии, Эйюбе, Мирефте и Чанак-кале. Искусство фаянса достигло наивысшего расцвета при Сулеймане I (15 в.) и в 18 в. сильно упало.

Ковры играли важную роль в кочевом быту и в меблировке турецкого дома. От этого древнейшего вида художественного производства сохранились памятники с 13 в.

(сельджукские ковры из мечети в Конье).

Ковры с узелковым ворсом назывались «хал и», а гладкие ткани  — «килим». Наиболее известные типы ковров получали наименование по тем местам, где они производились: Гёрдес, Кула, Пергама, Кыршехйр, Сивас, Спарта, Милас, Измир (Смирна), Ушак, Ладик, Зиле, Кабак, Хереке, Кютахья и Кайсери. Очень тонкие ковры выделывались в конце 16 в. в Стамбуле и его окрестностях. В 17 в. в придворных мастерских работали также иранцы. Ковровый орнамент обычно геометризованный, с символич. мотивами и стилизованными изображениями растений и иногда животных. В больших роскошных коврах изображались охотничьи сцены в духе т. н. охотничьих ковров Ирана. Основных мотивов орнамента было четыре: 1  — архаический и символический, 2  — стилизованные животные формы, 3  — схематизированные растительные формы (чаще всего) и 4  — хозяйственные предметы. В молитвенных коврах (намазлык, седжаде) обычны изображения мечетных ниш и лампад. Орнамент строится симметрично и состоит из бордюра и центрального поля. Любимый цвет кирпичнокрасный, часто встречается зелёный, синий, жёлтый, коричневый, белый и др. В 18 в. начался упадок коврового искусства, про-