Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/146

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

лицей Парфянского царства был город Неса (западнее соврем. Ашхабада). После войны в 209 до хр. э. с Антиохом III была обеспечена независимость Бактрии и Парфии от Селевкидов. Как в Парфянском, так и в ГрекоБактрийском царстве окончательно оформляется крупная земледельческая рабовладельческая знать. В Парфянском царстве эта знать находилась в тесном союзе с зороастрийской корпорацией магов, пользовавшихся огромным влиянием и оказывавших мощную поддержку Аршакидам. В Греко-Бактрийском гос-ве Диодот и его преемники не сумели добиться такой поддержки. Оппозиционно к господствующей династии была настроена и местная знать. Сильное восстание согдийцев в середине 2 в. до хр. э. повело к распаду Греко-Бактрийского царства и вытеснению греко-македонских правителей за Гиндукуш. Напротив, . Аршакиды в Парфии, пользуясь ослаблением Селевкидов, расширили свои владения, подчинив себе Иран и Месопотамию. Могущество Парфянского царства проявилось в победе над римскими легионами Красса (53 до хр. э.). Парфия как государство просуществовала до середины 3 в. хр. э., когда была покорена и включена в состав персидской монархии Сасанидов (224—651). С этого времени в жизни юж. районов Т. значительно возрастает персидское влияние. Влияние Сасанидов на севере распространилось до Аму-дарьи.

Иной была историч. судьба вост, районов.

Во 2 в. до хр. э. район Балха, а также вост, районы Маргианы были завоёваны кочевым народом юеджи, или кушанами, образовавшим обширную монархию, включавшую в свои границы Согдиану, Бактрию, Маргиану и Сев. Индию. В 5 в. хр. э. Кушанское царство распалось, господство перешло к эфталитам, или белым гуннам, народности, по всей вероятности, родственной юеджи. В упорной. борьбе с Сасанидским Ираном эфталиты в системе своих владений, простиравшихся на юге до Инда, сохранили господство надБактрией и частью Маргианы (5—6 вв.).

Особо и оторванно от истории южных и вост, районов протекала жизнь сев . — зап. районов. В низовьях Сыр-дарьи, по сев. побережью Аральского м. и далее на запад почти до Волги кочевали племена аланов, народности иранского происхождения. В 1 в. до хр. э. аланы ещё жили в условиях первобытно-общинного строя. Они почти не знали земледелия. Рабство было развито ещё слабо.

Кочевья аланов захватывали лишь северные районы Т. Неизмеримо более важную роль в истории Т. сыграли племена кангюй, или (в тюркской транскрипции) канглы. Канглы народность тюркского происхождения, впервые упоминаются в китайских источниках в Зв. до хр. э.; во2 в. до хр. э. они занимали кочевья по среднему течению Сыр-дарьи, йм были также подчинены племена, кочевавшие к западу от Аральского м. Образовавшееся обширное Кангюйское царство явилось преемником древного Хорезма.

Таким образом, политич. единства Т. в древности не представляла. На её территории обитали племена различных этнических групп, к-рые находились на различных уровнях культурного развития и входили в различные гос. образования. Центр культурной жизнисосредоточивался на юге с преобладанием здесь зороастризма и со значительным влиянием буддизма в вост, районах. Крупную роль в культурном и политич. развитии юж. районов играло то обстоятельство, что в период Парфянского царства здесь пролегал торговый путь, связывавший Переднюю Азию с Китаем и Индией. Парфянские цари стремились препятствовать прямым торговым связям между этими странами, чтобы сохранить за собой роль торгового посредника, что им в значительной степени и удалось.

Т. в период формирования феодализма.

В 6 в. часть сев. — зап. районов вошла в состав Тюркского каганата (см.), в то время как в южных районах продолжало сохраняться политическое господство Сасанидов.

Термин «тюрки» для обозначения народности определённой лингвистической группы стал употребляться впервые в арабской литературе. Ко времени образования тюркского каганата этот термин имел не этническое, а политич. значение. Той группой тюркской народности, к к-рой перешло господство в сев. — зап. районах в 6 в., являлись огузы.

О социальном строе народностей Средней Азии до 8 в. дают представление раскопки городищ в районе Кара-кумов и Кызыл-кумов.

Характерным типом жилищ Хорезма в 5—6 вв. являлись одиноко стоящие среди полей замки.

Обычай захоронения покойников внутри дома (в развалинах одного из замков сохранилось большое число оссуариев — костехранилищ) свидетельствует о крепости кровнородственных связей. Основной формой х-ва такого замка являлся рабовладельческий способ производства. Традиции эллинистич. эпохи продолжали жить в общественном быту Парфии и Хорезма.

В 7 в. под ударами арабов пала персидская держава Сасанидов. Для арабов открылся путь в Среднюю Азию. Последний из Сасанидов Ездиджерд III бежал в Мерв и был там убит в 651. Арабы заняли Хорасан и Мерв, последний был превращён ими в опорный пункт для дальнейшего завоевания Средней Азии. В 704 наместником халифа в Мерве стал Кутейба ибн Муслим. С его именем связано покорение арабами Мавераннахра, т. е. междуречья Аму-дарьи и Сыр-дарьи, а также Хорезма и других областей Средней Азии и части Вост. Туркестана. Юго-восточ. части современной Т. составили часть Хорасанской провинции халифата, столицей к-рой являлся Мерв. Арабское завоевание сыграло большую роль не только в политич. истории Т., но и в культурной жизни страны. Арабы явились сюда как представители исламизма.

Они и пропагандой и насилием насаждали новую религию среди народностей Средней Азии. Зороастризм и буддизм, имевший многочисленных адептов в юго-вост, части, должны были уступить место исламу. Так было положено начало мусульманскому периоду в истории южных районов. Однако политическое и культурное влияние арабов слабо проникло в сев. районы. Граница между областью господства арабов и тюркскими народностями, сохранившими свои древние языческие верования, проходила приблизительно по линии от устья Гюргена до области современного Чимкента (Казахстан). Правда, в Гургандже (Куня-Ургенч) находился эмир халифа, на