Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/150

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

перешли Неса и Абиверд, где своим наместником Абдулла назначил туркмена СююнучМухаммеда. Нурум-хан и Хаджим-хан бежали в Иран. В 1595 Хаджим-хан сделал попытку вернуть Ургенч, пользуясь походом Аббаса, шаха Ирана, на Хорасан. . Хаджим-хану оказали поддержку туркмены эрсари, к-рые перед тем были вытеснены на Узбой с Мангышлака ногаями, а также туркмены, кочевавшие в районе Усть-Урта. С их помощью Хаджим-хану удалось занять Ургенч, где оставалось очень мало бухарского войска.

Но туркмены, захватив добычу, покинули хана. Без их помощи Хаджим-хан не мог удержать Ургенч и должен был снова удалиться в Иран. Во время этих успехов Бухары туркменам, жившим в районе Астрабада, удалось образовать самостоятельное владение во главе с туркменом Али-Яр-беком из племени эймюр, но Али-Яр-беку не удалось установить прочную власть. В 1598 власть Хаджим-хана была восстановлена в Хорезме, Нурум-хана — в Мерве и Неса, в Сев. Хорасане и Астрабаде. Племена эймюр, саин-хани, геокленов, салыров и другие должны были признать власть шаха. Нурумхан, однако, недолго удержал власть. В 1600, во время возникшей борьбы с шахом Аббасом, он был покинут туркменами племён али-эли и саин-хани, к-рые жили в пределах Нес&, Дуруна и Багабада. Нурум-хан был захвачен в плен, а управление его областями поручено наместнику шаха. Туркменские племена оказались разделёнными между двумя государствами — Хорезмом и Ираном. Господство Ирана на севере простиралось до г. Дуруна. Однако, несмотря на расширение своих владений, иранцам устойчивого господства в землях, населённых туркменами, добиться не удалось. Наместник Астрабада Феридун-хан, умерший в 1621, управлял этой областью в течение 18 лет и постоянно был вынужден вести борьбу с туркменами.

Иначе складывалась история туркмен в пределах Хивинского ханства. Постоянные междоусобия между членами ханского рода привели в 1623 к захвату власти в Ургенче султаном Исфендиаром, вооружённую силу к-рого составили балханские и мангышлакские туркмены во главе с туркменом Мухаммед Хусейн-беком. Последующие годы (1623—43), до перехода власти в руки брата Исфендиара султана Абульгази, можно рассматривать как туркменский период в истории Хивинского ханства. В этот период решающую роль в политич. жизни ханства играли представители туркменских племён.

В 1624—25 в ханстве возникла борьба между узбеками и туркменами. Силы туркмен были сосредоточены в Хиве, узбеки опирались на Ургенч. Несмотря на то, что туркменам была оказана помощь их соотечественниками, кочевавшими на Мангышлаке, борьба не привела ни к каким решительным результатам.

Лишь в 1645 Хива была занята Абульгази, вождём узбекской группировки. Туркменам была объявлена амнистия. Вожди туркменских племён, признавшие Абульгази ханом, были приглашены в Хазарасп, где во время пира были вероломно уничтожены по приказанию Абульгази. В течение 1646—53 Абульгази предпринял несколько походов про 282

тив туркменских племен, во время к-рых грабил их имущество, мужчин туркмен унич гожал, а женщин и детей превращал в рабов.

При сыне Абульгази хане Ануше (1663—1687) налоговый гнёт и насилия хивинских властей над туркменами возросли.

Во время борьбы с Абульгази в первой половине 17 в. туркмены подвергались нападениям калмыков торгоутов, появившихся в начале 17 в. в приуральских степях из Зап.

Монголии. Туркмены, кочевавшие на Мангышлаке, были вытеснены ими с полуострова.

Часть туркмен с Мангышлака в конце 60  — х гг.

17 в. переселилась на Сев. Кавказ. Это переселение продолжалось и в первые два десятилетия 18 в. На новых кочевьях туркмены оказались во владении калмыкского хана Аюка (1670—1724) и вместе с калмыками вошли в подданство Российской империи.

Переселение туркмен в пределы России в первой четверти 18 в., возможно, было связано с возрождением могущества Хорезма при хане Ширгазы (1715—27). Иранцы и туркмены, жившие на юге современной Т. и в сев. районах Ирана, от Мерва до Астрабада, должны были уплачивать хорезмийскому хану дань. Среди передовых представителей туркменского общества усиливалось стремление к объединению разрозненных племён как необходимому условию борьбы с иноземным гнётом. Одним из борцов за независимость был Мамед-Азади (1700—60) и особенно его сын, классик туркменской литературы, Махтумкули (1733—82).

Усиление влияния Хорезма в южных районах было связано с упадком Ирана при последних Сефевидах. В процессе придворных смут в Иране происходило возвышение Надир-шаха, по происхождению туркмена из племени афшар, центром к-рых был город Абиверд. Возвышение Надира проходило в борьбе с туркменами других племён. Так, в союзе с курдами Надир вёл борьбу с племенами али-эли, имрели, текинцами и йомудами, населявшими район Неса и Дуруна.

Столкновение кончилось победой Надира, но когда он был разбит одним из своих соперников Махмудом Сеистанским, против него вспыхнуло восстание туркмен, в том числе и из его родного племени афшаров. Восстание было подавлено Надиром. Активное участие в борьбе приняли йомуды во время похода Надира против Мерва. В 1732 начальники (онбеги) гокленов и йомудов выразили покорность Надиру. Это не избавило их аулы от разорения в связи с неисполнением требования Надира о посылке ему 1.000 воинов.

В 1736 Надир стал шахом Ирана. В 1740 он предпринял поход против Хорезма и Бухары. Абулфеиз бухарский без сопротивления покорился Надиру, к-рый увёл из Бухары ок. 20.000 воинов, туркмен и узбеков. Хорезмские туркмены во главе с узбекским ханом Ильбарсом (1728—40) оказали упорное сопротивление завоевателю. На стороне Хорезма были также туркмены во главе с Мухаммед-Али-ханом. В рядах войск хорезмийского хана находились йомуды и текинцы.

После поражения при Ханках Ильбарс был казнён, и Хива занята иранцами. В 1742 ханом в Хиве иранцами был признан сын казнённого Ильбарса Абул Мухаммед. Надир продолжал рассматривать туркмен, живших