Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/152

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

применения большого коллективного труда для постройки оросительной системы и для её охраны. Этим следует объяснить, что при крайне низкой степени развития производительных сил организация общества в форме родовой общины сохранилась не только в кочевых районах, но и в районах оседлого земледелия. Однако эта родовая община не только не исключала глубокого классового Деления, но и способствовала сохранению наиболее архаических и жёстких форм эксплоатацни трудящихся родовой знатью. В кочевых районах господствующее положение этой знати обусловливалось тем, что право распоряжения общинными пастбищами и распределения кочевий находилось в её руках. Более сложные формы зависимости создавались в оседлых земледельческих районах. Решающим здесь был вопрос о воде.

Каждая родовая община расселялась около яба, основного канала, откуда шли ответвления на засеянные поля. Канал и орошаемая им земля считались собственностью рода* Такая земельно-водная община называлась санашик. Право на потребление воды получал каждый женатый член общины. Большое значение имели количество водных наделов (т. н. су) и местоположение орошаемых участков. Тот, кто имел участки в верховьях яба, получал воду в первую очередь. Родовая знать имела всегда участки именно в верховьях оросительных каналов. Кроме того, представители знати получали дополнительно от 6 до 20 су как родоначальники. Способствовало концентрации су в её руках и то обстоятельство, что участки получали только женатые члены общины. Между тем женитьба была сопряжена с уплатой большого калыма, к-рый легко уплачивал богач, но Для бедняка плата за женщину была непосильна. Беднейшее дехканство поэтому часто не имело возможности завести семью, лишалось надела и боды и было вынуждено арендовать или покупать наделы У родовой знати. Аренда строилась на условиях испольщины. Хозяин участка предоставлял землю, веду, иногда и семена. Арендатор этот участок обрабатывал своим примитивным инвентарём.

Урожай делился пополам. Эти формы эксплоатации закреплялись и освящались таким «внеэкономическим» фактором, как обычное родовое право туркмен, к-рое обеспечивало концентрацию земли и воды в руках родовой верхушки и эксплоатацию родовой знатью своих обедневших сородичей, обладавших примитивными средствами производства. Отношения эксплоатации развились в своеобразных формах отработочной докапиталистич. рейты. Владение истоками оросительного канала открывало Для родовой знати возможность и более глубокого закабаления трудящихся масс. Тот, кто владел истоками канала, имел возможность закрыть доступ воды на участки, лежавшие в его низовьях. Но Для этого нужно было, чтобы родовая знать в известной мере обособилась от общины. Экономической основой такого обособления являлось сосредоточие в частной собственности родовой знати общинных земель, водных ресурсов и крупных богатств, а также служба её представителей у средне-азиатских ханов. Так это происходило в районах, находившихся под протекторатом Хивинского ханства и Бу 286

харского эмирата, где туркменские беки использовались в качестве военачальников вооружённых сил ханства. Хивинское пр-во с своей стороны также стремилось использовать распределение воды в целях обеспечения верности туркменской знати и оставляло нередко за собой истоки оросительной системы. В этом случае посевы туркмен непосредственно зависели от распределения воды узбекскими властями.

Т. в составе Российской империи. Экономические связи между Русью и народностями, населявшими современную Т., могут быть отмечены ещё в период хазарского каганата. Особо крупную роль в развитии, торговых связей между Востоком и Русью играло восточное побережье Каспийского м.

Отсюда шли торговые пути в Иран, центральные области Средней Азии и в Индию. Существовал и караванный п’щгь из Ургенча черезземлю гузов к Эмбеи Далее к Яику (р. Урал).

Этим путём в 922 проехал в землю булгар Ибн-Фадлан. В период Золотой Орды крупную посреДнич. роль в торговле с Востоком играл город Хаджитархан, находившийся на месте современной Астрахани. В 50  — х гг.

16 в. Каспийским м. через Мангышлак проехал англ. купец Дженкинсон в Хиву и Бухару. В 17 в. русское пр-во использовало старинные караванные пути через земли туркмен для дипломатия, сношений с Бухарой, Хивой и Балхом. Од<то из таких посольств во главе с Иваном Хохловым было отправлено в 1620, Другое — в 1669 во главе с Борисом Пазухиным, к-рый дал и описание караванной дороги от Караганской пристани до.

Бухары. Политические и торговые связи с.

Россией создавали среди туркменского народа стремление сблизиться с империей, в к-рой многие видели опору в борьбе с средне-азиатскими ханствами и Ираном. В подготовке похода Бековича-Черкасского в Хиву при Петре I активное участие принимал старшина прикаспийских туркмен Хаджа Нефес. В 1716 князем Бековичем-Черкасским • были основаны три укрепления: Петровское, Александровское и Красноводское. Но экспедиция Бековича через туркменские земли в Хиву закончилась гибелью экспедиционного корпуса. Основанные на Каспийском побережья укрепления были покинуты и разрушены. В начале 19 в. св. 8.000 кибиток чаудоров, бежавших из Хивинского ханства на Мангышлак, добивались принятия их в подданство России. О эащите у России в борьбе против Ирана просил и хан йомудских родов Султан-хан. С ним был в 1819 заключён договор о поддерживании Дружеских и торговых отношений. Хан Ата-Мурад настаивал на создании у Красноводского залива города для торговли и как опоры в борьбе туркмен с Хивой. В первой половине 19 века^было принято в подданство России около 15 тыс. кибиток туркмен, кочевавших по преимуществу на Мангышлакском п-ове. Одновременно с принятием подданства отдельными туркменскими племенами русские строили укрепления на вост, берегу Каспийского м.

В 1834 было восстановлено укрепление Александровское, в 1840 оно было перенесено на п-ов Мангышлак (ныне форт им. Шевченко).

В 1869 был основан КрасновоДск. Часть Т., входившая в состав Бухарского эмирата,