Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/164

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ров русского театра, начали формироваться руководящие кадры из среды самих туркмен. Выдвинулись как драматурги: из актёров — Базар Аманов, Алты Карлиев, из литературных деятелей — Kaj аджа Бурунов, Берды Ке| бабаев, Та ушан Эсенова; выросли как режиссёры Аман Кульмамедов, Клыч Бердыев, Базар Аманов. С их участием созданы наиболее значительные постановки: «Зохре и Тахир» (19з9), музыкальная драма Б. Аманова по роману туркменского классика Молла Непеса; «Ксймир Кёр» (1940) Б. Аманова и К. Бурунова — о народном герое туркменского парода, бо{ овшемся против Надиршаха (18 в.); «Бабалакгы» Б. Кербабаева (1941) — на колхозную тему; из мировой классики  — «Отелло» (1940).

В 1941 в театр влилась окончившая курс обучения туркменская студия Гос. института театрального искусства им. А. В. Луначарского в Москве в составе 32 человек. Студия привезла в Ашхабад подготовленные в Москве спектакли: «Лекарь поневоле» и «Бедность не порок».

За годы Великой Отечественной войны театр поставил: «Фронт» А. Корнейчука, «Курбан Ду1 ды» Б. Кербабаева — о героетуркмене в боях с немецкими захватчиками  — и др. В эти же годы поставлено несколько спектаклей на исторические и фольклорные темы: «Махтумкули» (1941), «Хурлукга и Хемра» (1943) Б. Кербабаева и др.

В составе театра: народные артисты Туркменской ССР Базар Аманов, Клыч Бердыев, Аман Кульмамедов, заслуженные артисты Ата Ду| дыев, Огуль-Курбан Дурдыева, Кулькеши Кульмурадов, Сурай Мурадова, Сона Муj адова, Мурад Сеитниязов, Нурджамал Союнова, Калпак Херраев.

В 1940 в Ашхабаде создан Туркменский гос. театр one} ы и балета, в к-рый вошли кад| ы Гос. onei ной студии Туркменской ССР, орган изованной в 1937, и Азербайджанского музыкального театра, существовавшего в Ашхабаде с 1932. Несмотря на военные условия театр оперы и балета* за 1941—45 развился, окреп и выдвинул собственные творческие руководящие кадры; в их числе композитор Ашир Кулиев, воспитанник Московской гос. консерватории, режиссёр Алты Карлиев, на| одный артист Туркменской ССР.

Наиболее значительные оперные постановки: «Зохре и Тахир» (1941) — музыка А. Шапошникова, режиссёр Т. А. Шарашидзе, художник А. Ф. Лушин; «Юсуп и Ахмет» (1942) — музыка Б. Шехтера и Ашир Кулиева, сюжет взят из героического прошлого Туркмении; «Гюль и Бильбиль» («Роза и соловей», 1943) — музыка А. Шапошникова, режиссёр Алты Карлиев, по f оману-сказке туркменского классика Шабенде. В 1942 поставлен также первый туркменский балет «Алдар Косе»  — музыка К. А. Корчмарёва, режиссёр Н. С. Холфин, по мотивам на| одних сказок.

В составе театра: народный артист Туркменской ССР Алты Карлиев (режиссёр), заслуженные артисты Аннагуль Аннакулиева, Маманджан Кулиева, Софья Мурадова, Ходжоу Аннадурдыев, Курбан Ризаев, Еламан Хумаев.

В Ашхабаде работают также русский театр и Театр юного зрителя с двумя труппами — русской и туркменской. Местных теат 310

ров к 1941 в Туркмении было 7, из них 3 туркменских и 2 узбекских.

Лит.: Глебов А., Театр Туркмении, «Советский театр», М.» 1936, № 7; БеньяшР. М., Туркменский государственный театр им. Сталина, X [19^9—1939 гг. 1, Туркменгосиздат, Ашхабад, 1939.

Д. Львов.

ТУРКМЕНСКИЙ ЯЗЫК, относится к югозападной группе тюркских языков (см.).

Различаются старый письменный Т. я., основные памятники к-рого (гл. обр. произведения классиков Махтумкули, Сейиди, Зелили, Молла Непеса, Шабенде и др.), относятся к 18 и 19 вв. -, современный литературный Т. я., оформившийся в советское время, и территориально-племенные диалекты, наиболее значительным отличием к-рых от литературного Т. я. является в особенности обилие ассимилированных и стяжённых форм.

Система вокализма Т. я. характеризуется чётким различием гласных фонем по признаку долготы или краткости, причём большинство долгопроизносимых гласных в артикуляционном отношении относится к полифтонгам.

Палатальный сингармонизм (см.) в литературном Т. я. проводится последовательно (за исключением заимствованных слов). Губной же сингармонизм ограничивается в большинстве диалектов первыми 2—3 слогами слова и не распространяется на конечный открытый слог слова, особенно если в этом слоге имеется узкий звук. В литературной огфографии допускается лабиализация только во втором слоге слова в отношении кратких узких гласных («орун», «узум», но «узын»). Для системы консонантизма Т. я. особенно характерны: отсутствие щ остых зубных, взамен к-рых встречаем соответствующие междузубные звуки, и отсутствие зубно-губных с заменой их соответствующими губно-губными фрикативными звуками. — Система склонения не имеет резких отличий от общетюркской. Из отдельных её особенностей можно отметить (свойственную современному литературному Т. я. и диалектам) форму дательно-направительного падежа от слов, оканчивающихся на гласный звук: «ягша:» (ягшы-Ьа), «гечэ:» (гечи+е).

В системе спряжения наибольшим своеобразием отличается образование основы общей формы настоящего времени, имеющей в литературном Т. я. показатель «-яр||-йор» (произносится: «-йа:р ||-йэ :р»). В диалектной речи встречаются следующие варианты этого показателя: несингармонистачное «-йо:р» и (иногда) «-йе:р» (в диалекте эрсари), несингармонистичное«-о:р» (у сарыков),«-йа:р||-йл:р» и (иногда) несингармонистичное «-йар» (у йомудов), «-йа: ||-йэ:» (в диалектах теке и салыров) и «-йа: ||-йе:» (У гокленов). Кроме того, у отдельных мелких племён употребительны разные варианты сложной формы наст, времени, образуемой сочетанием деепричастной или причастной формы глагола с показателем предикативности (напр.: «аладыр», «геле-дир» и пр.). В синтаксич. отношении для Т. я. особенно характерно ши] окое употребление квази-эргативной конструкции типа «мениц язан китабым» (книга, написанная мною, или — книга, которую я написал); отличительным признаком этой конструкции является отсутствие в форме причастия (язан) показателя пассивности и формальная увязка этого причастия (при помощи порядка