Страница:БСЭ-1 Том 55. Трихоцисты - Украинское искусство (1947)-1.pdf/168

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

тами. Композиция узора различна на разных типах ковровых изделий, но обычно центральное поле ковра заполнено рядами одинаковых многоцветных розеток, а в каймах ритмически повторяются более простые стилизованные растительные и геометрические мотивы.

Туркменские народные мастера отражали в узорах окружающую их кочевую жизнь: на коврах в орнаментализированной форме переданы оазисы, загоны для скота, домашние животные, растения. Есть ковровые дорожки, на которых изображён свадебный караван (верблюды, фигурки людей). В узорах туркменские художники по-своему выражали вековую мечту народа о счастливой, изобильной жизни.

Кроме ковров, в туркменском народном искусстве большой интерес представляют вышивка (халаты, головные уборы, осмолдуки — попоны на верблюдов и др.), ткани, резьба по дереву, ювелирные изделия.

В конце 19  — начале 20 вв. туркменское народное искусство переживало период художественного и технич. упадка.

Великая Октябрьская социалистич. революция открыла перед туркменским искусством невиданные возможности для развития.

В Туркмении возник Союз советских художников; создан Ковровый союз. Проведены мероприятия по восстановлению художественно-технич. качества ковров (восстановлены растительные красители, улучшено качество пряжи и т. д.). Расцвет народного творчества ярко проявляется в области ковроделия.

Наряду с коврами, исполненными в духе старой орнаментальной традиции, ковровщицы создают замечательные ковры с сюжетными изображениями (портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, В. М. Молотова, М. И. Калинина, К. Е. Ворошилова, громадный ковёр с сюжетом дружбы народов Советского Союза и мн. др.). В каймах портретных ковров мастерицы широко применяют новые мотивы узора: хлопок, серп и молот, пятиконечную звезду.

В Т. и. появляется живопись. Особый интерес представляют работы первого национального живописца и ковродела Бяшима Нурали («Портрет Халиджи», «В мечтах об учёбе», ковёр с портретом В. И. Ленина) и С. Н. Беглярова («Погрузка каравана», «Танец белуджей», портреты). В Ашхабаде создано училище изобразительных искусств, где учатся молодые живописцы и скульпторы.

В городах и кишлаках Туркменской ССР с каждым годом развивается архитектурное строительство. Идёт перепланировка Ашхабада, Ташауза, Чарджоу и др. городов.

Выстроены десятки школ, институтов, кино, амбулаторий, павильон Туркменской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и другие сооружения. Проектируется Дом правительства Туркмении, строится Гос. библиотека (арх. В. Кузнецов) и др. здания.

Новая архитектура Туркмении критически использует мировое художественное наследие и традиции своего национального зодчества.

Лит.: ФелькерзамА., Старинные ковры Средней Азии, «Старые годы», СПБ, 1914, октябрь — декабрь, 1915, июль — август; Дудин С. М., Ковровые изделия Средней Азии, в нн.: Сборник МузеяАнтропологии и Этнографии В. А. Н., т. VII, [Л.» 1937]; Денике Б. П., Искусство Средней Азии, Центр, изд-во народов СССР, М., 1927; Журавлёва Е. и Чепе л ев В., Искусство Советской Туркмении, [М  — Л.], 1934; Веймарн Б. В., Искусство Средней Азии, М. — Л., 1940. В. Веймарн.

ТУРКМЕНЫ, народ тюркской языковой группы, основное население Туркменской CGP.

Значительное число Т. проживает в Узб.

ССР, Кара-Калпакской АССР, Тадж. ССР, на Сев. Кавказе, за пределами СССР — в Иране, Афганистане, Турции, Сирии и Ираке. Общая численность Т. в СССР  — 811, 7 тыс. чел.

(1929), в т. ч. в Туркм. ССР — ’741, 4 тыс.

Наименование Т., появившееся в первой половине 9 в., происходит, по мнению одних, от персидско-туркменского «турк-маненд»  — «похожий на тюрка», по мнению других — от соединения слов «тюрки» и «команы»  — тюркокоманы.

Т. сохраняют деление на ряд племён.

Размещение этих племён на протяжении столетий неоднократно менялось. С середины 19 в. и кончая последними десятилетиями на территории Туркмении размещение туркменских племён было в основном закончено и представляется в следующем виде: йомуды (численность ок. 100 тыс.) занимают б. или м. сплошную территорию на восток от Каспийского моря: от р. Атрек на юге до КуняУргенчана севере идо района Кызыл-Арвата на востоке; текинцы, теке — одно из наиболее крупных племенных делений туркменского народа (свыше 270 тыс. чел.), сохраняющее нек-рые отличия в диалектологическом, культурном и бытовом отношениях. Обитают в южной части Туркменской ССР, в Марыйском (Мервском) и Ахал-Текинском оазисах, а также в сопредельных районах Ирана и в Турции.

Сохраняют деление на две тайфы (фратрии): отамыш и тохтамыш; эрсари (св. 150 тыс. чел.) по левому берегу Аму-дарьи, между Келифом и Чарджоу; салоры (св. 35 тыс. чел.) — в большинстве в Чарджоуской обл., а также в Серахском районе; сарыки (св. 32 тыс. чел.) — в бассейне среднего течения Мургаба, районы Иолотанский и Тахта-Базарский; гоклены (ок. 20 тыс. чел.) — в Кары-Калинском районе; чаудоры (ок. 24 тыс. чел.) — в Калининском и др. районах; али-или (ок. 4 тыс. чел.) — в Каахкинском районе; карадашлы и емрели — в Ташаузской обл. За пределами СССР встречаются йомуды, гоклены, емрели, али-или, салоры (Иран); эрсари, али-или (Афганистан); часть туркмен-салоров, язырь, абдал, игдыр и других проживает в районах Анатолийской Турции.

Под влиянием тревожных событий первой четверти 18 в. часть Т. переселилась с п-ова Мангышлак на Сев. Кавказ, в бассейн рр. Маныча и Кумы, где потомки их живут и поныне. Связь этих, так наз. «ставропольских» Т. (в искажённом именовании «трухменов») с их сородичами, живущими на территории Туркменской ССР, крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подвергались сильному влиянию ногайцев. Часть Т., живущих в районе Нур-Ата Самаркандской обл. и в районе Кара-куля Бухарской обл. Узб. ССР, по своему быту мало чем отличаются от окружающего узбекского населения.

Замкнутые на своей территории, очень слабо связанные экономически с внешним