Страница:БСЭ-1 Том 56. Украинцев - Фаянс (1936).pdf/352

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ния, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, вопервых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ. Такова сущность консервативной политики, которая все больше перестает быть в Западной Европе политикой землевладельческих классов, все больше становится одной из разновидностей общебуржуазной политики. Второй метод  — метод „либерализма44, шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т. д.» (там же). Эпоха империализма знаменуется все бблыпим переходом буржуазии к системе консервативной политики, отмиранием либеральных методов управления, ростом репрессий против рабочего класса. Общий кризис капиталистической системы после империалистической войны и победы пролетарской революции в СССР породил Ф. как систему террористической диктатуры наиболее реакционных слоев монополистической буржуазии.

Ф. есть не просто повторение старой консервативной системы управления. Ф. есть новая система политики реакционной буржуазии в условиях всеобщего кризиса капитализма, имеющая место во всех капиталистических странах тенденция к мобилизации наиболее реакционных и зверских форм борьбы с революционным движением.

Империалистическая буржуазия умело использует раскол рабочего движения и политику соглашения и сотрудничества социал-демократии с буржуазией для того, чтобы подавить рев. движение, опередить его и во-время привести Ф. к власти. Но рабочий класс, испытав тяжелые поражения и бедствия вследствие победы Ф. в ряде стран, особенно в Германии, все больше усваивает, что победа Ф. есть результат раскола рабочего движения, и широчайшие слои с. — д. рабочих поворачивают от реформистской тактики к революционной. «Рабочий класс начинает действовать по-новому» (Димитров), успешно осуществляя тактику единства действий, единого фронта в борьбе против Ф., наступления капитала и войны.

Развивая учение Ленина о двух системах управления господствующих классов, Коммунистический Интернационал в своей программе отмечает в период общего кризиса капитализма два новых метода господства монополистической верхушки буржуазии: «Метод фашизма и метод коалиции с социал-демократией, будучи методами необычайными для „нормального44 капитализма и являясь признаками общего капиталистического кризиса, используются буржуазией для замедления поступательного хода революции» (Программа и устав Коминтерна, Партиздат, 1935, стр. 30).

Программа Коминтерна дает исчерпывающее и сжатое определение фашизма и исторических условий его возникновения: «Эпоха империализма, обострение классовой борьбы и нарастание, особенно после мировой империалистской войны, элементов гражданской войны привели к банкротству парламентаризма.

Отсюда „новые44 методы и формы управления (например, система малых кабинетов, создание закулисных олигархических групп, падение и фальсификация роли „народного предста 668 вительства44, укорочение и уничтожение „демократических свобод44 и т. д.). Этот процесс наступления буржуазно-империалистской реакции приобретает при особых исторических условиях форму фашизма. Такими условиями являются: неустойчивость капиталистических отношений, наличие значительных деклассированных социальных элементов, обнищание широких слоев городской мелкой буржуазии и интеллигенции, недовольство деревенской мелкой буржуазии, наконец постоянная угроза массовых выступлений пролетариата. Чтобы обеспечить себе большую устойчивость власти..., буржуазия все более вынуждается переходить от парламентской системы к независимому от межпартийных отношений и комбинаций фашистскому методу.

Этот метод есть метод непосредственной диктатуры, идеологически прикрываемой гобщенациональной идеей44 и представительством „профессий44 (а по существу разнообразных групп господствующих классов), метод использования недовольства мелкобуржуазных, интеллигентских и прочих масс путем своеобразной социальной демагогии (антисемитизм, частичные вылазки против ростовщического капитала, возмущение парламентской „говорильней44) и коррупции в виде создания сплоченной и оплачиваемой иерархии фашистских дружин, партийного аппарата и чиновничества; при этом фашизм стремится проникнуть и в рабочую среду, вербуя наиболее отсталые слои рабочих, используя их недовольство, пассивность социал-демократии и т. д. Главной задачей фашизма является разгром революционного рабочего авангарда, т. е. коммунистических слоев пролетариата и их кадрового состава.

Комбинация социальной демагогии, коррупции и активного белого террора наряду с крайней империалистской агрессивностью в сфере внешней политики является характерной чертой фашизма. Используя в особо критические для буржуазии периоды антикапиталистическую фразеологию, фашизм, упрочившись у руля государственной власти, все более обнаруживает себя как террористическая диктатура крупного капитала, теряя по дороге свои антикапиталистические побрякушки» (там же, стр. 28—29).

Буржуазия прибегает к фашистской форме господства тогда, когда не способна удержаться у власти посредством демократических методов управления, когда помощь, оказываемая ей социал-демократией, уже не в состоянии остановить нарастание революции. Тогда она прибегает к террористической расправе с революционными силами, к разгрому рабочих организаций как к последней попь^гке своего спасения. Это  — показатель неспособности буржуазии управлять старыми парламентско-демократическими приемами, это — показатель ее политической слабости, банкротства ее старых «обычных» методов управления. На XVII Съезде ВКП(б) Сталин указал, что победу фашизма в Германии надо рассматривать «не только как признак слабости рабочего класса и результат измен социал-демократии рабочему классу», но также и «как признак слабости буржуазии, как признак того, что буржуазия уже не в силах властвовать старыми методами парламентаризма и буржуазной демократии, в виду чего она вынуждена прибегнуть во внутренней политике к террористическим методам управления, — как признак того, что она не в силах больше найти выход из нынешнего положения на базе мирной внешней