Страница:БСЭ-1 Том 56. Украинцев - Фаянс (1936).pdf/363

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

гут быть облечены государственно-правовыми функциями. Отдельный союз предпринимателей получает право и возможность односторонними актами распространять свою волю на всю отрасль хозяйства и на всех ее участников. При этом министр хозяйства Шмит оговаривает, что это ни в коем случае не означает посягательства на хозяйственную самостоятельность отдельного предпринимателя и не исключает конкуренции. Экономическая борьба должна остаться, ибо без конкуренции вообще жить нельзя, она должна лишь быть «честной конкуренцией». Судьей чести в этой конкурентной борьбе становится министр хозяйства, верный слуга монополистического капитала.

Закон от 15/VII 1934 об утверждении принудительных картелей предусматривает и непосредственное «государственное вмешательство» в хозяйственную деятельность предпринимателей. Это вмешательство не является чем-то, новым для капиталистического хозяйства Германии. И довоенная и послевоенная Германия до прихода к власти национал-социалистов практиковала оба эти метода как вполне отвечающие интересам крупного промышленного и финансового капитала. Разница между прежними и теперешними методами заключается в ближайших целях, которые стоят перед государственным вмешательством в хозяйство. В проводимых теперь мерах все больше выступают наружу задачи подготовки к войне, мобилизации сырья, осуществления автаркистских планов в целях обеспечения сырьевого и продовольственного тыла. При этом законодательные мотивы обильно сдабриваются социальной демагогией, заявлениями о борьбе с безработицей и т. п. Но даже эта демагогическая фразеология обязательно снабжается оговорками о том, что частная собственность и частная инициатива остаются и впредь краеугольным камнем общественного строя. — Для выяснения сущности государственного регулирования хозяйства в фашистской Германии характерно в частности постановление от 16/V 1934 «против увеличения цен». Но цены на продовольствие изъяты из этого широковещательного закона. Закон регулирует исключительно картелированные цены, отказываясь притом от изменения уже установленных картелями цен, официально закрепляя их. Немецкие аграрии за два года, несмотря на всю декламацию о борьбе против дороговизны и спекуляции, на одном повышении цен на с. — х. продукты получили 1, 8 млрд, марок. При этом Гитлер снизил помещикам ежегодные платежи процентов на 320 млн. марок, предоставил дешевую рабочую силу путем установления принудительной трудовой с. — х. повинности для рабочей молодежи минимум на 6 месяцев. Эта натуральная помощь должна быть оценена не меньше чем в 200 млн. марок. Снижение налогов с помещиков и кулаков дало за 2 года не меньше 140 млн. марок.

Наконец введение всеобщей воинской повинности означает дополнительную перекачку государственных средств в карманы юнкеров  — аграриев и кулаков, т. к. командный состав армии составляют как-раз выходцы из этого класса. — Корпоративизм применяет и польский Ф. Фашистские синдикаты здесь именуются «палатами», к-рым, как и в других странах, приданы функции государственной «общественной» службы. Конституция предусматривает следующие палаты: сельскохозяйственные,промышленно-торговые, ремесленные, труда и свободных профессий.

«Трудовая» политика Ф. В трудовом законодательстве фашистского строя ярко отражены классовые черты всего фашистского режима; беспощадная эксплоатация рабочей силы, вплоть до превращения современного рабочего в подлинного раба, ограбление всех социальных и политических прав рабочего, лишение его всех тех завоеваний, которыми он пользовался в довоенный период, лишение рабочего элементарного права свободного выбора занятий, прикрепление промышленных рабочих к сельскому хозяйству и т. д.

Социальная теория немецкого национал-социализма нашла свое отражение в его «трудовом» законодательстве, наиболее яркий образец которого представляет закон 20/1 1934,. известный под названием «Закона о национальном труде». Этот закон лишил рабочего права коалиции, права иметь свои профессиональные организации. Все существовавшие в Германии профессиональные союзы подверглись запрещению, все их имущества, накопленные за десятилетия их существования за счет отчисления от трудовых заработков их членов, были секвестрованы национал-социалистами. Было объявлено, что идея экономических организаций рабочего класса является антигосударственной идеей. Профессиональные союзы рабочих и служащих были приравнены по их социальному значению к союзам работодателей и рассматриваются как союзы, преследующие цели наживы. Понятно, что судьба тех и других союзов оказалась различной. В то время как союзы рабочих и служащих запрещены и ликвидированы, союзы работодателей не только остались неприкосновенными, но неимоверно усилены. Вместо ликвидированных профсоюзов образован так называемый трудовой фронт, являющийся политической организацией, проводящей в рабочем классе политику Ф. Владелец предприятия именуется «вождем» предприятия. Руководитель предприятия разрешает все вопросы, касающиеся рабочих и служащих, а последние обязаны проявлять верность и послушание по отношению к нему.

Это требование сдабривается обычным демагогии. елеем в виде постановления, что хозяинруководитель обязан заботиться о благе своих рабочих. — Для низведения рабочего и служащего до степени бесправного раба устранены последние остатки коалиционных прав рабочего и служащего. Закон о национальном труде упраздняет фабрично-заводские комитеты и иные местные комитеты рабочих и служащих.

Но просто упразднить фабрично-заводские комитеты без замены их каким-либо иным институтом Ф. не посмел. Поэтому на предприятиях был создан новый институт  — «доверенных людей», которые под руководством предпринимателя, являясь его советниками, обязаны заботиться о качестве продукции и о 'поддержании классового мира внутри предприятия.

Членом Совета доверенных может быть только тот, кто своим поведением доказал, что он во всякое время безоговорочно готов встать на защиту «национального государства».

Избрание Совета доверенных сочетается с бутафорским парадом. Первого мая («день национального праздника») члены Совета доверенных дают торжественное обещание коллективу рабочих и служащих в том, что они будут верой и правдой служить интересам кол-