Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/160

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

с к-рыми вскоре стали дополняться элементами английской системы воспитания молодежи  — «скаутинг» (см. Бой-скаутизм).

Однако все эти мероприятия царского правительства Сыли чрезвычайно жалки; Ф. к. как таковой не было. Не «было и единой общей системы физического воспитания.

Попытки отдельных ученых и врачей (Лесгафт, Гориневский и др.) обратить внимание общества и правительства на необходимость физического воспитания не встречали должного сочувствия и поддержки.

Ф. к. в СССР. Октябрьская революция, давшая стране небывалые возможности культурного строительства, выдвинула во всей широте и вопросы Ф. к. В первые годы Советской власти эти вопросы не могли быть однако полностью разрешены в виду отвлечения сил и средств на борьбу за существование Советского государства. Но и в эти тяжелые годы борьбы органы всеобщей военной и допризывной подготовки (Всевобуч), возглавляемые Н. И. Подвойским, проделали большую работу, мобилизовав общественное мнение и подготовив почву для последующей организационно  — методической работы по Ф. к. Первым законодательным актом Советского правительства в области физического развития трудящихся был декрет 22/IV 1918, подписанный Лениным, о всеобщем поенном обучении и о допризывной подготовке на базе физического развития трудящихся, что и было возложено на Всевобуч. Весной 1919 Всевобучем был созван 1-й Всероссийский съезд работников физического воспитания.

С переходом страны к мирному строительству Ф. к. стала быстро развиваться, находя поддержку не только в высших государственных органах, но и в самом стремлении широких трудящихся масс к своему развитию и оздоровлению. Организационно Ф. к. в 1920—22 была оформлена в советах Ф. к. при органах Всевобуча, вовлекших в Ф. к. значительные массы допризывной молодежи и низовых работников.

Но эти организационные формы в дальнейшем оказались узкими и недостаточными; советы Ф. к. имели характер лишь межведомственных совещаний. В 1922 Всевобуч был реконструирован в чисто военную организацию. Однако физкультурное движение быстро перерастало старые рамки, которые не могли обеспечить продвижение физической культуры на производство, в быт, связать эту работу с общекультурной работой, ведущейся комсомолом, профсоюзами. Была сделана попытка проводить массовую работу по Ф. к. среди гражданского населения через организацию «Российского союза красных спортивных организаций» (РСКОФК), построенного в основном на территориальном принципе прежних спортивных обществ, но вскоре ликвидированного. Начались попытки создания добровольных физкультурных организаций на производственной базе ^(«Спартак» в Ленинграде, «Муравей» в Москве), проводимые главным образом комсомолом при поддержке профсоюзов. 3-й, 4-й и 5-й съезды комсомола уделили много внимания Ф. к. В конце 1922 в работу по Ф. к. включились и профсоюзы. Стала очевидной необходимость единого государственного планового руководства развивающимся физкультурным движением, и 27/VI 1923 постановлением ВЦИК «для согласования и объединения» всей работы в области Ф. к. был создан Высший совет физической культуры (см.) при ВЦИК, в состав которого ®ошли представители всех заинтересованных ведомств и организаций: профсоюзов, Наркомэдрава, Наркомпроса, Наркомвоенмора, партии и комсомола. На таких же началах советыфизкультуры были организованы при губернских и уездных исполнительных комитетах.

Большую роль в Создании новых организационных форм сыграл комсомол, являющийся всегда наиболее активным участником физкультурного строительства. С организацией ВСФК при ВЦИК физическая культура получила прочное основание и стала быстро проникать в широкие массы.

В истории развития Ф. к. в СССР большое значение имели: а) специальные съезды и конференции по физкультуре, подводившие итоги организационной, методической и научной работы и дававшие установки на будущее, и б) физкультурные празддшш-спартакиады (см.), являющиеся смотрами физических достижений, стимулом для дальнейшего совершенствования и прекрасным средством пропаганды физической культуры. Большое спортивное и политическое значение имеют поездки советских физкультурников на соревнования за границу, сопровождающиеся частыми победами СССР, а также приезды к нам иностранных спортсменов (национальная команда Турции, рабочие команды Германии, Франции, Англии, Швеции, Норвегии и др.).

III. Цели и задачи физкультуры в СССР.

Несмотря на то, что значение Ф. к. учитывали и выдающиеся буржуазные ученые, врачи и педагоги (Руссо, Песталоцци, Фребель, Лесгафт и др.), только Маркс полностью предвидел развитие Ф. к. и оценил роль ее для пролетариата: воспитание будущего «для всех детей с известного возраста соединит производительный труд с обучением и гимнастикой, причем это будет не только методом повышения общественного производства, но и единственным методом создания всесторонне развитых людей» (Маркс, Капитал, том I, 8 издание, 1935, стр. 375).

Лишь в стране диктатуры пролетариата, строящего социализм, возможно полное осуществление указаний Маркса и построение всей системы всестороннего воспитания человека на сочетании науки и труда. Эта установка взята была за основу для ряда постановлений партии и правительства, четко и авторитетно определивших цели и задачи Ф. к. в СССР. Придавая большое значение Ф. к., ЦК ВКП(б) в постановлении от 13/VII 1925 указал, что «физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурно-хозяйственной и военной подготовки молодежи (стрелковый спорт и проч.), но и как один из методов воспитания масс (поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость, хладнокровие и другие ценные качества), и, вместе с тем, как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг тех или иных партийных, советских или профессиональных организаций, через которые рабочекрестьянские массы вовлекаются в общественно-политическую жизнь» [«Известия ЦК ВКП(б)», 20/VII 1925, № 27 (102)].

Позднее, в исполнение и развитие постановлений ЦК ВКП(б) от 16/Х 1929, указавшего основные недостатки физкультурного движения, Президиум ЦИК СССР 1/IV 1930 вынес принципиальное решение, в котором работа по физкультуре признается «делом первостепенной государственной важности». В этом поста-