Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

нее название — Philodendron pertusum) из того же семейства. Из деревянистого ствола его свешиваются вниз воздушные корни. Листья длинно-черешковые с плотной, крупной, округло-сердцевидной, перисто-раздельной и кроме того продырявленной пластинкой. Цветы невзрачные, без околоцветника, обоеполые, в початках.

Млечного сока не имеет. В культуре филодендрон неприхотлив, легко размножается черенками, в комнатах обычно не цветет. На родине, в Западной Мексике и Гватемале, растет, как лазающая лиана; соплодия его в виде початков до 20 см длиной, с запахом ананаса, употребляются там в пищу, хотя содерФилодендрон. Monstera deli  — жат массу микроскопически мелких иголочек (рафид) щавелевокислого кальция, колющих язык и слизистые оболочки.

ФИЛОЛАЙ, см. Пифагорейцы.

ФИЛОЛОГИЯ (от греч. philologia — любовь к знанию), область знаний, к-рой в разные периоды и разными филологическими школами давались очень разнообразные определения и которую в современном понимании можно определить как систематизированную совокупность методов и приемов научной обработки и всестороннего использования памятников письменности. — В силу недифференцированности в начальный период капитализма отдельных исторических дисциплин (политическая и культурная история, лингвистика, этнография, археология, искусствоведение, литературоведение) объем Ф. расширялся иногда до охвата всех решительно надстроечных явлений в историческом развитии той или иной этнической группы.

Правда, в 16—17 вв. в Ф. первое и главное место занимали частные эмпирические исследования «антикварного» характера, не составлявшие единой научной системы; но с конца 18 в. в качестве момента, объединяющего все подлежащие ведению Ф. категории отдельных надстроечных явлений, стали выдвигать понятие «народного духа» (Volksgeist) или «народного (национального) сознания»; все возможные проявления «народного гения», как проявления единства в множественности и разнообразии конкретных фактов так называемой «духовной культуры» любого народа, и объявлялись предметом Ф. Такого единства не хотел признавать за Ф. Гегель, считавший ее потому не наукой, а лишь «агрегатом сведений» («Энциклопедия философских наук», ч. 1  — Логика, § 16).

До середины 19 в. (а в английской терминологии до наст, времени) термин Ф. является также синонимом термина «языкознание» (comparative philology  — «сравнительное языкознание»). В таком смысле термин «сравнитель 420

ная Ф.» употреблялся и Энгельсом (ср. напр. письмо к Лассалю от 14/Ш 1859, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XXV, стр. 245).

Оформившись в начале капиталистической эпохи в самой тесной связи с увлечением античной («классической») древностью, возрождение и идеализация которой были одним из главных средств борьбы с феодальной идеологией, Ф. развивалась прежде всего как филология классическая (см.). По образцу этой последней в общем русле более поздних национально-культурных движений, сопровождавших ломку феодально-крепостнических отношений в отдельных странах, оформились другие частные Ф.

(см. Филология германская, Филология романская, Филология славянская). Однако, несмотря на указанную связь развития Ф. с культурным течением Ренессанса, элементы Ф. мы находим и в докапиталистическую эпоху. Истоки ее можно проследить еще в античном мире, причем уже тогда обнаружилась тенденция Ф. к беспредельному расширению своего предмета.

В древней Греции термин «phildiogos» не имел еще строго определенного значения, являясь синонимом термина «philomath6s»  — «любитель знания». Филолога же в обычном смысле называли «грамматиком» (сужение последнего термина произошло только на рубеже античности и средневековья; см. Грамматика). Особый тип ученого представлял комментатор текстов — схолиаст (scholiast^), тип, вызванный к жизни возраставшей потребностью объяснять для читателя старые тексты (прежде всего поэмы Гомера), язык к-рых с развитием живой греческой речи («койнэ» см. Греция (древняя), гл. Ill становился малопонятным. В наше время ученые, склонные кмодернизации античного мира, нередко в связи с собственным пониманием предметаФ. (см. ниже), называют «первым филологом» Аристотеля (см.), считая его «Афинскую политию» филологическим трактатом в противоположность философскому трактату «Политика» и поясняя на этом примере различие между филологией и философией. В древнем Риме термин «филолог» уже прямо противопоставлялся термину «грамматик», и если за последним оставлялось только изучение внешней стороны текста (грамматика, орфография, метрика), то задачи первого определялись уже кар изучение литературной формы (стиля) и содержания.

В эпоху феодализма Ф. существовала почти исключительно в первом, более узком, понимании и в связи с общим упадком научной Культуры имела в европейских странах преимущественно школьный характер (трактаты Алкуина, Храбана Мавра и др.); нек-рый прогресс наблюдается в это время только у арабов и евреев, а схолиастическая традиция получает дальнейшее развитие в Византии. Наряду с этим в средневековом богословии начинает развиваться учение об «истолковании» текста (герменевтика или экзегетика). Это учение, имея чисто конфессиональные и апологетические задачи, не представляло собой ничего общего с научным изучением текста и отвергало всякий критический подход к достоверности «священного писания и предания». Лишь накануне новой эпохи трактаты Данте Алигьери (см.) — «Пир» (Il convito) и приписываемое ему письмо к Кан-Гранде делла-Скала, — сохраняя в общем еще богословско-мистический характер, кое в чем являются уже шагом к «гуманистической» Ф.

В 15 в. в связи с общими увлечениями исследованием античной древности и массовым открытием и собиранием ее памятников начинаются попытки возродить понимание Ф. в широком смысле (Лайрентий Валла). В 16—17 вв. это течение оформляется и углубляется, создавая новый тип ученого-филолога, занимающегося всеми сторонами жизни древней Греции и Рима, включая право, хозяйственную деятельность, религию, философию (см. Филология классическая).

Странами, в к-рых в эту пору особенно интенсивно развивается Ф., являются Франция, Нидерланды и несколько позже Англия. Крупнейшими филологами-универсалистами этой эпохи (16—17 и нач. 18 вв.) являются французы Скалигеры (отец и сын), Этьены (трое) (см.), Казаубон, Годефру а, голландцы Юст Липсий, Геинзий, Гревий, Гроновий, Гемстергузий, Валькенар, англичане Бентли и Порсон и др. В Германии после некоторого развития Ф. в начале реформации, блестящими представителями к-рого были Эразм Роттердамский (см.), Меланхтон и Камерарий, наступил упадок ее, продолжавшийся до последней четверти 18 века, когда она в результате деятельности Ф, А. Вольфа (см.), Хр. Г. Гейне, К. О. Мюллера и др. окончательно выдвинулась на первое место. При этом новый расцвет Ф. в Германии тесно связан с пропагандой учения о высоком воспитательном значении «классической древности» для современной литературы и искусства (Винкельман, Лессинг, Гердер), а позже с идеями формалистич. системы так наз. «классического образования».