Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/331

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Лит.: Зелигсон Н. Э., О фитине и методах его исследования (Труды Научного хим. — фарм. ин-та, вып. 23), М., 1930 [дана исчерпывающая литература].

ФИТОГЕОГРАФИЯ, то же, что география ра стений (см.).

ФИТОЛАККА, Phytolacca, род растений из сем. фитолакковых; ок. 11 видов в теплых областях Старого и Нового Света (кроме Австралии). Большинство  — многолетние травы или кустарники. Цветки Ф. некрупные, с простым, более или менее лепестковидным околоцветником, собранные в кисти.

Плоды  — темнокрасные^ нек-рых почти черные ягоды. Ph. decandra, лаконо с, — трава 1—3 м высоPhytolacca decandra  — ветка с занесенная ИЗ цветками и цветок (отдельно). Северной Америки; растет по всей Южной Европе, в СССР в низменной зоне Кавказа; ягоды ее иногда применяются для подкрашивания вин и кондитерских изделий. В свежем виде ягоды и все растение Ф. имеют слабительные и рвотные свойства.

ФИТОПАЛЕОНТОЛОГИЯ, отдел палеонтологии (см.), изучающий ископаемые растения, называется также палеоботаникой (см.).

ФИТОПАТОЛОГИЯ (от греч. phyton — растение, pathos — болезнь, страдание, logos — наука), наука о болезнях растений (см.). Болезни разводимых растений, резко снижающие, а иногда и совсем уничтожающие урожай, привлекали внимание человека уже на ранних ступенях его хозяйственной деятельности. Упоминания о них можно найти в библейской и особенно в классической греко-романской литературе, однако попытки обобщения и систематизации накопившегося эмпирического материала начались только в 18 в., и в них можно видеть начало Ф. как особой науки. В появившихся в это время сочинениях о болезнях растений, написанных часто врачами (Фабрициус, Цаллиндер, позднее, в начале 19 в., Унгер, Мейен и др.), замечается весьма далеко идущее сближение Ф. с медициной, как это видно хотя бы из употребляемых в них названий болезней растений: сыпи, воспаление, водянка, желтуха, паралич и т. д. Однако за этими аналогиями не стояло какого-либо глубокого анализа причин описываемых явлений, кроме общих указаний на «порчу соков» (что в то время имело место и по отношению к болезням животных). За этим первым периодом, к-рый можно назвать условно «медицинским», с середины 19 в. начинается другой — с характерными для него попытками выяснения причин болезней растений. Этому способствовало усовершенствование методов исследования (микроскоп, позднее также метод чистых культур) и общее развитие ботанических знаний. Особое значение имела здесь микология (см.), т. к. оказалось, что большинство и притом наиболее важных болезней растений имеет инфекционное происхождение и вызывается преимущественно паразитными грибами (см.). В 1851 Де Бари впервые точно выяснилэтиологию одной из важнейших болезней растений — головни хлебных злаков.

Затем последовал ряд аналогичных работ самого Де Бари и его учеников и последователей (Брефельд, Воронин и др.). Эти по существу не фитопатологические, а микологические исследования производились тем не менее в прямой связи с запросами сельского хозяйства, например работа Де Бари о картофельном грибке в связи с катастрофической гибелью картофеля в Европе в 40—50  — х гг. 19 века или работа Воронина о возбудителе капустной килы в связи с чрезвычайным развитием этой болезни в огородных хозяйствах под Петербургом в 60  — х гг. 19 в. В дальнейшем связь такого рода исследований с с. х-вом делалась все теснее, и в результате в течение второй половины 19 в. они дали главнейшие основы современной Ф. как со стороны выяснения причин (этиологии) важнейших инфекционных заболеваний растений и условий их распространения, так и со стороны вытекающих отсюда мер борьбы сними. Для уточнения решения первой задачи особое значение имел метод чистых культур (см.), а для второй — изобретение Милларде во Франции (1882) бордосской жидкости (см.) как важнейшего до сих пор средства для активной борьбы с паразитными грибами на вегетирующих растениях. Однако это направление Ф., которое можно назвать паразитологическим, или, уже, — микологическим, несмотря на важнейшие полученные им результаты, страдало нередко известной односторонностью. Внимание исследователей сосредоточивалось иногда исключительно на паразитах, даже только на их морфологии и систематике, а не на больном растении. Ф. этого направления могла рассматриваться поэтому не как особая наука, а как глава микологии под именем прикладной микологии. В 20 веке к паразитологическому направлению присоединилась новая, все более развивающаяся струя, которую можно назвать физиологической или лучше — патологической.

Не отказываясь от изучения паразита в случае инфекционной болезни, патологическое направление переносит центр внимания на больное растение, выясняя происходящие в нем изменения, болезненные процессы и их течение в зависимости от внутренних и внешних условий. Это направление усиливается еще и тем, что в настоящее время все больше привлекают внимание так называемые вирусные болезни растений. Они имеют очень большое значение и широкое распространение, по существу же являются такими заболеваниями, которые, будучи инфекционными, не имеют оформленного возбудителя. Здесь уже самое существо дела заставляет перейти к освещению физиологических процессов, характеризующих эти болезни, нередко называемые функциональными. Современная Ф., объединяющая в себе паразитологические и физиологические направления, представляет особую науку со своими методами и задачами. В последние входит изучение всех болезней растений, каково бы ни было их происхождение, т. е. как неинфекционных, вызываемых б. ч. воздействиями неживой природы, так и инфекционных. Однако те из паразитарных болезней, к-рые вызываются животными паразитами (б. ч. насекомыми), нередко и до сих пор исключаются из области собственно Ф. и относятся к прикладной энтомологии. Совершенно ясно, что такое выделение, являющееся пережитком старого, исключитель-