Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/375

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

частиц серы и ртути, затем их количественные взаимоотношения, т. е. сколько именно требуется тех и других для образования киновари», и кроме того «нужно знать характер •соединения и связи этих двух телец между собой и разного рода движений, благодаря к-рым это осуществляется». Между тем «при помощи измерений, основанных на физике и геометрии, •она (т. е. форма частиц) не может быть определена». Поэтому «не нужно быть большим химиком, чтобы понимать, что это безнадежное дело — определить и измерить форму и величину одной мельчайшей частицы данного рода, взятой самой по себе, напр. киновари, не говоря уже о попытках вывести таковые как обоснованные изнутри» (JunckerJ., Conspectus chemiae etc., 1749, Bd I, S. 49). Отсюда делается вывод, что исходные положения механического мировоззрения 17 в. недостаточны, вернее, слишком абстрактны для безоговорочного применения к химии. Свою задачу последователи Ф. т., особенно в первый период  — ее существования, видят в преодолении абстрактности механического мировоззрения. Опоры для этого они ищут в предшествующих теориях школы Парацельза.

Но что должно быть положено в основу нового учения об элементах? На это дается ответ: «существенные, действительные, истинные, материальные составные части природных тел, принадлежащих нашей земле», т. е. элементы, или начала, «из которых каждое являлось бы и для себя первичным, которое не образовалось из других, просто, без признаков какоголибо смешения и вполне однородно, нераздельно, даже совсем неделимо и мало, имеет определенную форму, которая однако нам неизвестна» (Juncker J., Conspectus chemiae etc., 1749, Bd I, S. 79—80).

Эмпирическим материалом, на к-рый опиралась Ф. т., являлись прежде всего данные минеральной химии вообще и металлургии в частности. Это объясняется прежде всего тем, что указанные разделы химической науки являлись всегда ведущими. Развитие этих разделов химии было обусловлено их исключительно большим экономическим значением: так, горные предприятия уже в 15 веке становятся предприятиями капиталистического типа, с далеко идущим разделением труда. Среди прочих многочисленных специальностей тут уже особое место отведено и химику-профессионалу. Другие производства в это время еще были связаны с ремеслом и развивались на этой несравненно более узкой базе. Значительно более широкая производственная база металлургии и участие в развитии этой отрасли всесторонне образованных лиц, как Агрикола <см.), давали количественно и качественно другой фактический материал и обобщения. Поэтому неудивительно, что исходной точкой построения системы флогистона, отмечаемой всеми авторами, является металлургия. Это — существенный момент в понимании Ф. т.

В наст, время для проведения химических процессов мы пользуемся самыми различными орудиями и агентами. В то время универсальным агентом всех химических превращений являлся огонь. Правда, к этому времени начинается применение кислоты. Уже Бойль в своей критике алхимической и аристотелевой теории оперирует продуктами действия кислот, однако значение кислот как химических агентов оставалось очень незначительным. Отсюда понятна та роль, к-рая отводилась химикамиразработке теории горения и проблеме огня.

Поскольку горение рассматривалось как первостепенный агент химии, то и разработка теории горения прежде всего лежала на химии.

Другими словами, теория горения не могла не входить составной частью химической доктрины той или иной школы химиков. В Ф. т. она занимает также одно из ведущих мест, особенно в первое время. Исходя из явлений горения, еще до Ф. т. различали двоякого рода тела: негорящие и горящие. Способность гореть прежними теориями приписывалась началу серы. С середины 17 в. сера рассматривается в общем уже как сложное тело, разлагающееся при горении с образованием кислоты и выделением тепла. Таким образом прежняя теория горения оказалась несостоятельной.

Еще до Ф. т. констатировали, что все природные тела, если их подвергнуть воздействию огня, при определенных условиях выделяют, с одной стороны, какую-то жидкость, получивш ую название «флегмы», или воды, а, с другой, — дают землистый остаток, получивший название «мертвой головы», или земли. Собственно эти наблюдения составляют как бы эмпирическую основу Ф. т., и уже Бехер, исходя из этих наблюдений, обосновывает положение, что началами являются земля и вода. На основании наблюдений над продуктами воздействия огня на различные тела Бехер приходит к заключению, что необходимо различать три вида земли, именно: первую земл ю — являющуюся основой минералов (эта земля тяжелая, каменистая и способная к стеклованию); вторую землю, или жирную, — отличающуюся своей воспламеняемостью (она встречается во всех царствах природы; эта земля дает огонь при ударе по кремню, взрыв при действии селитры на несовершенные металлы; наличие этой земли придает телам способность горения), и третью землю, или мер куриальную, — летучую и придающую телам металлический блеск. Положения Бехера были дальше развиты и обоснованы Сталем (1660—1725), который и считается основателем Ф. т. Сталь полностью разделяет основные положения Бехера о началах, особое внимание он уделяет теории горения. Он согласен с Бехером, что горение обусловлено наличием особого начала, имеющего характер земли, к-рому он дает название флогистонной земли, или просто флогистона; отсюда и название Ф. т.

Чем больше флогистона в теле, тем дольше оно способно к горению. Если тело не содержит флогистона, то оно неспособно к горению.

Нек-рые тела, как уголь, сера, масла и вообще все органические тела, содержат много флогистона. Менее богаты флогистоном металлы.

Однако в тела, не содержащие флогистона, последний при надлежащих условиях (при соприкосновении с телами, богатыми флогистоном) может быть введен. Благодаря этому негорящие тела становятся горящими. Это положение в теории горения Сталя является одним из самых существенных. Именно оно дало возможность рационального объяснения всех явлений горения с точки зрения их единства.

Если представление Сталя выразить в виде химических уравнений, то получим: Металл сложное тело

Уголь сложнее тело

= флогистон+металлич. известь простые тела, или элементы

= флогистон+земля (остаток золы) простые тела