Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/61

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Ill

ФЕНОМЕНАЛИЗМ — ФЕОГНИД

всю физику, стоящую на позициях стихийного материализма, и к-рую обвиняют в «метафизике» за признание объективной реальности материи и ее отражения в физических теориях (см. например Mach, Prinzipien der Warmelehre, 1896. Der Gegensatz zwischen der mechanischen und der phanomenologischen Physik). Как гносеологические, так и классовые корни этой «феноменологической» физики глубочайшим образом вскрыты Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме».

В наше время наблюдается рост феноменалистических тенденций как в физике (Гейзенберг, Дирак и др.), так и в философии. Напрймер известный немецкий физик Гейзенберг заявляет: «Современная атомная физика трактует не о сущности и строении атомов, а о тех явлениях, которые мы воспринимаем, когда наблюдаем атомы» (журн. «Erkenntnis», 1931, Н. 2—3). «Феноменологическая» математизация теоретической фдзики служит в руках реакционных буржуазных ученых непосредственным аргументом в пользу самого махрового идеализма и открытого фидеизма, изображающего бога «великим математиком», творящим вселенную из чистой мысли, как систему  — математических символов и отношений (Джинс).

Наиболее типичными феноменалистами в современной буржуазной философии являются неомахисты, принадлежащие к так наз. «Венскому кружку»  — М. Шлик, Р. Карнап, Г. Ган, Ф. Франк, Г. Рейхенбах и др. Особенно характерен Мориц Шлик, на словах выступающий и против идеализма и против Ф., указывая на то, что «к понятию явления можно притти только в том случае, если уже заранее предположить различную реальность мира сознания и трансцендентного мира» (S с h 1 iсkМ., Allgemeine Erkenntnislehre, 2 Aufl., 1925). — Шлик же заявляет, что подобного рода противопоставление двух миров не имеет смысла, что существуют лишь «нейтральные» явления, или, как он предпочитает выражаться, ивенты (англ. слово event означает событие, происшествие, явление; у Ресселя й неомахистов оно употребляется приблизительно в таком же «нейтральном» смысле, в каком Мах говорил об «элементах», к-рые, дескать, в одной связи суть психические явления, а в другой — физические). Вслед за Юмом Шлик утверждает, что нам дан лишь поток этих ивентов, что задача науки — описывать их наиболее удобным способом, измерять различного рода величины, наблюдаемые нами с помощью тех или иных приборов, и находить функциональные зависимости между значениями тех или иных величин. Когда мы говорим о причинности, мы никогда, по Шлику, не можем претендовать ни на какое понимание (resp  — объяснение) внутренней связи между причиной и действием, а всего лишь утверждаем их обычную последовательность во времени, опираясь на к-рую, мы можем предсказывать будущие события. «Закон природы есть формула, позволяющая нам делать правильные предсказания». «Единственный смысл причинности состоит в успешном предсказании» (из ст. Шлика о причинности, напечатанной в американском философском сборнике «Causality», Berkeley, 1932) и т. д. Подобно другим феноменалистам, Шлик даже не задается вопросом о том, почему же законы природы — эти, как они выражаются, «рабочие гипотезы»  — позволяют нам предсказывать будущие ивенты. Все подобного рода вопросы заранее устраняются и запре 112

щаются феноменалистами как якобы «не имеющие смысла». В этом и состоит «позитивизм» Шлика и К°, представляющий собой на деле жалкую эклектическую смесь из кусочков субъективного идеализма и элементов стыдливого материализма  — смесь, отличающуюся к. тому же особой, специфически-юмовской антидиал ектичностью.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах, 3 изд., М. — Л., 1931; его же, Предисловие к английскому изданию, в его кн.: Развитие социализма от утопии к науке, 3 изд., М. — Л., 1931; его же, Диалектика природы, 6 изд., М., 1934; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., т. XIII, 3 изд., М. — Л., 1928; его же, Философские тетради, М., 1933; из бурж. лит.: Windelband W., Ueber Sinn und Wert des Phanomenalismus, Heidelberg, 1912; В о i r a c E'., T*id6e du рйёпотёпе, P., 1894; Guastella C., Le ragioni del fenomenismo, Palermo, 1921—22.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (с греч. phain6menon  — явление, logos — учение, наука), в буржуазной философии обычно означает описательное изучение явлений, как они даны в пространстве и во времени, в противоположность теории, устанавливающей законы этих явлений. С точки зрения диалектического материализма, отрицающего разрыв между явлением и его законом, Ф. в качестве науки невозможна. Термин Ф. употребляется в философской литературев различных смыслах, из них наиболее важным является значение, приобретенное этим словом в «Феноменологии духа» Гегеля (см.). Ф. как основную философскую науку пропагандируют Гуссерль (см.) и его школа. В отличие от психологии и логики Ф. ставит своей задачей описать «чистое сознание», исходя не из эмпирических, а априорных положений. Для описания сущности переживания требуется особая установка, предварительно выключающая из рассмотрения природу, науку и наконец саму личность.

Учение Гуссерля о Ф. благодаря своему крайнему идеализму пользуется нек-рым влиянием; среди реакционных психологов.

ФЕНОТИП (нем. Phanotypus), термин, предложенный В. Иогансеном сначала гл. обр. для обозначения типа проявления признаков некоторой группы особёй; тип таким образом понимался в смысле средней величины вариационного ряда. Но помимо статистического понятия Ф. Иогансен применял данный термин в отношении и отдельного индивидуума как совокупность всех его проявившихся признаков; именно в этом последнем смысле термин Ф. в наст, время и употребляется. Ф. есть конечный результат взаимодействия генотипа (см.) и условий среды при развитии организма. Поэтому неправильно понимание Ф. как «кажущегося» типа (Scheintypus), наследственно-неоднородного, и противоположение его генотипу как наследственно-однородному типу (Гольдшмидт, Филипченко). Ф. и генотип — это не два типа, одного и того же процесса, а качественно различные явления. Генотип есть материальная основа наследственности, характеризующаяся до известных пределов делимостью и независимостью его элементов (генов). Ф. же есть сложная форма осуществления и взаимодействия генотипа и среды при развитии организма и поэтому в прямом смысле не наследственен и характеризуется минимальной степенью делимости на элементы (признаки) и почти полной их зависимостью друг от друга.

ФЕНХЕЛЬ, растение; то же, что еолошский укроп (см.).

ФЕОГНИД, греческий поэт-лирик второй пол.

6 в. до хр. э. Непримиримый аристократ, он