Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/63

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

. ма, в которой неоплаченный прибавочный труд . высасывается из непосредственных производителей, определяет отношение господства и подчинения, каковым оно вырастает непосредственно из самого производства, и в свою очередь оказывает на последнее определяющее обратное действие» (Маркс, Капитал, т. III, 6 изд., 1935, стр. 570). В обществе, где важнейшим условием производства является зем. ля, господствующим классом является класс, монополизировавший земельную собственность, класс землевладельцев. Собственность на зем. лю является рсновой получения неоплаченного 'труда или продукта. В феодальном обществе ^присвоение прибавочного труда имеет специфическую форму. Здесь производитель неразрывно связан с условиями производства.

Нет никаких экономических причин, к-рые заставляли бы его отдавать свой прибавочный продукт или труд землевладельцу. Присвоение землевладельцами прибавочного труда или продукта может последовать лишь в силу внеэкономического принуждения, в силу того, что землевладелец является в то же время и господином непосредственного производителя, что собственность на землю теснейшим образом слита с господством над людьми. Личная и поземельная зависимости не всегда совпадают, но во всяком случае такое совпадение является правилом.

Феодальная собственность резко отличается ют буржуазной. Основным видом собственности в феодальном обществе является собственность на землю., Эта собственность имеет сложный расчлененный характер; рядом с собственником земли всегда выступает ее владелец — непосредственный производитель. Производство становится возможным лишь в том случае, если на земле сидит и работает непосредственный производитель. «Во всех странах Европы феодальное производство характеризуется разделением земли между возможно бблыпиМ; количеством ленно-зависимых крестьян. Могущество феодальных господ, как и всяких вообще суверенов, определялось не размерами их ренты, а числом их подданных, а это последнее зависит от числа крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1935, стр. 575).

Другим отличием феодальной собственности является то, что с собственностью на землю неразрывно связано господство над сидящим на этой земле трудовым населением, что это население является зависимым, подчиненным по отношению к собственникам. Собственник земли является в той или иной мере носителем политической власти, суверенитета. Господин — собственник земли — и подчиненный ему производитель, владеющий условиями производства, — вот основные классы в феодальном обществе, и внеэкономическое принуждение есть та форма, в к-рой происходит присвоение прибавочного труда или продукта. Это отношение политически закреплено системой сословных привилегий. Феодальная собственность является выражением классового, антагонизма между мелким непосредственным производителем и присваивающим прибавочный продукт феодалом. Условия владения и условия подчинения непосредственного производителя могут быть весьма различны. При наиболее тяжелой форме феодальной зависимости  — «крепостничестве»  — личная зависимость крестьянина приближалась к рабской. Но, с другой стороны,мы встречаем «свободных» крестьян, владельческие права к-рых закреплены законом, к-рые могут защищать эти права в суде и имеют право передать или продать свою землю, и лично они мало зависят от помещика, могут уйти от него, когда захотят. Но и они должны уплачивать помещикам известные взносы продуктами или деньгами, иногда нести и отработочные повинности; помещики считались верховными собственниками их земли, они феодально зависимы от помещиков и подчинены их юрисдикции. Таких крестьян было не мало в феодальной Европе. В таком отношении к сеньеру обычно находилось и население феодального города. Между крепостными и «свободными» непосредственными производителями было много промежуточных ступеней. Степень личной зависимости крестьянина, степень обеспеченности его владельческих прав, тяжесть и характер лежащих на нем повинностей изменялись в зависимости от эмпирически данных условий хозяйства той или иной страны, района или даже поместья и определялись прежде всего уровнем классовой борьбы, степенью сопротивления крестьянства эксплоатации помещиков.

Неоплаченный прибавочный труд непосредственного производителя или произведенный этим трудом продукт, присваиваемый феодальным собственником земли путем внеэкономического принуждения, называется феодальной рентой. Феодальная рента представляет нечто совершенно отличное от капиталистической земельной ренты, к-рая есть лишь получаемый землевладельцем излишек с. — х. прибыли над средней прибылью и т. о. зависит от средней прибыли и определяется ею. В феодальном обществе рента является основным видом присвоения неоплаченного прибавочного труда (или продукта). Феодальная рента выступает в истории в различных формах — в форме ренты отработочной, ренты продуктами или наконец ренты денежной. Из них первые две являются наиболее характерными для феодального способа производства. Денежная рента, оставаясь еще по существу феодальной и представляя обычно лишь превращение ренты продуктами или отработочной ренты, знаменует уже шаг в сторону разложения феодального способа производства. Маркс рассматривает эти три формы как три прогрессивных стадии в развитии феодальной ренты (Маркс, Капитал, т. III, гл. 47, §§ 2, 3 и 4). Отработочная рента является наиболее простой и первоначальной формой ренты. Рента — первоначальная форма прибавочного труда и совпадает с ним. Труд непосредственного производителя на самого себя отделен в пространстве и времени от труда на землевладельца. Последний труд непосредственно выступает в грубой форме принудительного труда на другое лицо. Размеры прибавочного или барщинного труда всецело определяют, насколько непосредственный производитель может улучшать свое положение. Известная возможность этого улучшения существует в виду огромной роли традиции при том примитивном и неразвитом состоянии, на к-ром покоится данное общественное отношение производства. Развитие производительности крестьянского труда позволяет непосредственному производителю при малой подвижности ренты оставлять у себя «прибыль». Это создает стимул к повышению производительности труда и определяет прогрессивный характер феодального про-