Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-1.pdf/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

форсе и Кронштадте, объединяемые т. н. Главным военным коллективом, с осени этого года работавшим уже под руководством ПК РСДРП(б).

Ни неудача вспыхнувшего 15/Х 1915 восстания на «Гангуте» ни ряд арестов видных работников Петербургского комитета и коллектива не смогли парализовать всю работу организации; восстановленный в Кронштадте в июле 1916 Главный коллектив просуществовал до февраля.

В Февральскую революцию 1917, взорвавшую политические основы старой царской армии, вслед за свержением царского правительства петроградским пролетариатом и руководимым им гарнизоном подымаются матросы Кронштадта и главной базы Балтфлота — Гельсингфорса. В ответ на попытки местных военноморских властей изолировать матросские массы от восставшего Петрограда и тем раздробить военные силы революции матросские массы в виде акта самообороны стихийно выполняют революционный долг истребления сопротивляющихся властей: уничтожают наиболее ярых сторонников старого режима и беспощадных палачей матросских масс  — адм. Вирена, полк.

Стронского и др. в Кронштадте и адм. Непенина и ряд офицеров в Гельсингфорсе — и производят многочисленные аресты офицеров. В Черноморском Ф., благодаря более мелкобуржуазному крестьянскому составу его, предшествовавшим разгромам большевистских организаций i отдаленности политич. центров, усиленной патриотич. пропаганде, в связи с подготовлявшимися десантными операциями в Константинополе и проливах, адм. Колчаку (см.) удалось ввести «переворот» в желательное ему мирное русло, что наложило отпечаток на весь ход дальнейших событий в этом Ф. (см. Черноморский флот, Дентроботп). — Февральская бурж. — демократ, революция создала двоевластие (см.) в стране. В переходный период от первого этапа революции ко второму  — захвату власти пролетариатом — в стране развертывается борьба между революционным пролетариатом и буржуазией за единовластие, за армию и флот, борьба революционного пролетариата и его партии  — большевиков  — с «добросовестным революционным оборончеством» масс и с сознательным проводником буржуазного влияния на массы — блоком социал-патриотических партий. Армия и Ф. с первых дней революции становятся ареной борьбы политических партий, возрастающего классового антагонизма между командным составом, в большинстве своем в силу буржуазно-помещичьего происхождения враждебно относившимся к перевороту и стоявшему за продолжение войны, и солдатскими и матросскими массами, стихийно тянувшимися к миру. Борьба развертывается вокруг армейских и флотских организаций. С первых же дней во всех флотских базах и морских крепостях, как и всюду в стране, создаются Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов, судовые и ротные комитеты. Поскольку в этих организациях большинство шло за оборонцами, проводившими политику Временного правительства и в лице своих руководителей вступившими даже в тесное сотрудничество с высшим командным составом (в Гельсингфорсе  — со вновь избранным комфлотом адм. Максимовым, в Севастополе — с Колчаком, который остался фактически хозяином флота), перед большевиками, работавшими во Ф., как и перед всей партией, встала в первую очередь задача раскола пролетарских, интернациона 50*

листских элементов и оборонческих, борьба за влияние и большинство внутри и вне Советов, разъяснение матросским массам подлинного классового лица Временного правительства и необходимости перехода власти к Советам.

Процесс изживания массами оборонческих и соглашательских настроений во Ф. протекает быстрее, чем в армии в целом, но не во всех его базах одинаково. Ведущая роль принадлежит здесь Кронштадту, где, благодаря наличию крепкой большевистской организации, во главе с Ф. Раскольниковым, С. Рошалем и др., ярко революционному настроению масс — в силу особо большой пролетарской прослойки как среди матросов, так и в гражданском населении города, большого процента элементов, уже прошедших школу революционной борьбы (Кронштадт был своего рода общефлотской тюрьмой), а главное — в силу непосредственной, близости и контакта с революционной пролетарской столицей, Петроградом, и большевистскими центрами, влияние большевиков уже к июню становится почти неограниченным.

Ревельская база до 1  — го съезда Балтфлота (конец мая) остается оборончески настроенной, а в Черноморском флоте влияние большевиков начинает возрастать лишь с августа с присылкой работников из центра, когда фактически только развертывается большевистская работа. В Гельсингфорсе большевики, создавшие Свеаборгский матросский коллектив, позднее Гельсингфорсский комитет, переносят работу, в противоположность соглашательскому Гельсингфорсскому совету, непосредственно на суда, в матросские массы, действуя путем широкой систематической агитации, создания судовых ячеек [среди коих первое место занимает коллектив «Республики» (бывш. «Павел I», пловучая тюрьма), с его 600 чл.], выпуска газеты «Волна», созданной и поддержи* ваемой на средства матросов, Организации демонстраций и т. д. Имея к началу июня фрак* цию в 80 чел. и влияние на большинстве крупных судов, большевики постепенно завоевывают массы. Большую роль в большевизации Балтфлота сыграла Всероссийская конференция военных организаций, состоявшаяся в июне 1917 при активном участии и под непосредственным руководством Ленина и Сталина.

По инициативе матросской секции Совета в Гельсингфорсе 27 апреля создается организация, объединяющая все базы Балтфлота, — Центробалт (см.), — с большевистским президиумом во главе (председатель П. Ф. Дыбенко), что дало большевикам возможность осуществлять руководство Балтфлотом и фактически свести на-нет роль командования. Помимо участия в апрельской демонстрации, правда, с привнесением, помимо большевистских, несвоевременного более «левого» лозунга («Долой Временное правительство!»), чем данные большевистским ЦК, и участия в икнъской демонстрации (см.) с большевистскими лозунгами, наиболее яркими моментами борьбы Балтфлота с Временным правительством являлся так называемый майский конфликт правительства с Кронштадтом, привлекший внимание всей страны, и борьба за устав Центробалта. 30 (17) мая Кронштадтский совет выносит постановление о взятии им всей власти в Кронштадте в свои руки, смещении комиссара Временного правительства к. — д. Пепеляева и замене его выборным — беспартийным Парчевским — и о выражении недоверия Времен-