Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-2.pdf/120

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ъп

ФРАНЦИЯ

Важнейшим явлением социальной экономической жизни Ф. в этот период была промышленная революция, к-рая по сравнению с аналогичным переворотом в Англии (подробнее см. в ст. Промышленная революция) отличалась большим своеобразием. Англия еще до промышленного переворота была страной крупного землевладения с сильным развитием Капиталистического с. х-ва. Во Ф. же к началу промышленной революции число мелких земельных собственников не сократилось, а возросло. В годы Реставрации деятельность «черных банд», спекулировавших на продаже земли мелкими участками, не прекращалась, и т. о. процесс дробления земельной собственности не приостанавливался, хотя в те же годы многие поместья и укрупнялись. Между тем парцелляция препятствовала быстрому развитию капитализма в с. х-ве; значительная часть с. — х. продуктов не превращалась в товары; арендаторов стесняло множество феодальных пережитков; мелкое и мельчайшее крестьянство не имело возможности улучшить технику с. х-ва.

Маркс подчеркнул и одобрил замечание современника эпохи, барона Ш. Дюпена, писавшего, что «„так как Франция — страна распыленной земельной собственности, мелких земельных участков, то она также страна распыленной промышленности, мелких мастерских"» [см. Архив Маркса и Энгельса, т. II (VII), стр. 251]. По словам экономиста А. Ж. Бланки, французское земледелие стояло в 1828 ниже нидерландского, ганноверского, прусского, саксонского, датского и др.

Но по сравнению с предшествующим периодом аграрного развития самой Ф. техника с. х-ва заметно улучшилась. Средняя урожайность во Ф. в 1815 равнялась 8, 59 гл на 1 га. В 1820—1829 средняя урожайность во Ф. была 11, 36 гл на 1 га, а в Северном департаменте в те же годы  — 17, 96. В следующие годы 19 в. наблюдается менее резкое повышение урожайности (по крайней мере до 60  — х гг.). В некоторых департаментах к концу первой трети 19 в. площадь земли под паром по сравнению с первыми годами Консульства сократилась вдвое.

Металлургическое производство именно в годы Реставрации начало . более или менее заметно переходить с древесного топлива на каменноугольное. С переходом на минеральное топливо годовая продукция домны сильно возрастала: на древесном . топливе она равнялась 4.163 метр, квинт., на минеральном  — 13.250 метр, квинт. Цены на железо во Ф. были выше, чем в Англии, Бельгии, Швеции и Германии; тем не менее металлообрабатывающая промышленность заметно развивалась. Гвоздильное производство было уже настолько механизировано, что например в 1825 1 мальчик делал около 8.000 гвоздей в день. Машины успешно применялись в бумажном производстве (для фабрикации различных сортов бумаги, а не только веленевой, как раньше), на лесопильных заводах, в ленточном производстве, в суконной, шерстяной, хлопчатобумажной и шелкопрядильной промышленности. Бумагопрядильное производство вышло из «эмбрионального периода» механизации отдельных операций, и мануфактура превратилась в настоящую фабрику. Особенно быстро развивались бумагопрядильные фабрики в Эльзасе: в первые годы Реставрации там было всего лишь 70.336 механических веретен, в 1828 число их возросло Б. С. Э. т. LVIII.

578  — до 300.000. В одном только Верхне-Рейнском департаменте число механических веретен в годы Реставрации возросло в десять раз, между тем как с 1827 по 1870 число веретен в Эльзасе увеличилось лишь в 4 раза. Годовая продукция одного веретена в 1815 равнялась 4, 5 кз; к началу 30  — х гг. она поднялась до 10, 65 кг.

Годовое потребление хлопка во Ф. в 1802—05 равнялось приблизительно 8 млн. кг, а в 1825—30—34 млн. кг. Применение машинного способа в шерстопрядильных производствах в эпоху Империи было совершенно незначительно.

Решительный сдвиг произошел именно в годы Реставрации. Наряду с фабричным производством тогда все еще широко применялись ручные способы чесания и пр., но вследствие сильной конкуренции машинного производства условия труда работников мануфактуры резко ухудшились. В шелкопрядильном производстве изобретение Родье вытесняло работниц, вращавших мотовило. Продукция шелкопрядильного производства выросла в годы 1821—30 до 900 тыс. кг против 433 тыс. кг в 1813—20. Применение паровой двигательной силы было еще очень ограниченным (625 паровых машин в 1830 с мощностью в 10 тыс. л. с.).

Развитие капиталистического способа производства резко ухудшило положение широких масс населения. Деревня страдала от непомерного развития ростовщичества, налогов и кроме того в районах, занятых домашним прядением и ткачеством, от конкуренции машинного производства. Именно в 1815—30 началось то «экономическое развитие парцеллированной собственности», которое — по сравнению с наполеоновским периодом  — «коренным образом изменило отношение крестьян к остальным общественным классам» (Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 408).

Мелкая собственность все более и более порабощалась капиталом.

Классовая дифференциация сельского населения заметно усилилась. Нищенство, сильно сократившееся в годы революции и Консульства, вновь широко распространилось. По словам одного из современников этой эпохи, «легионы нищих детей» толпились на больших дорогах Прованса и Бретани. В 1816—18, 1822, 1827 беднота по неделям питалась травой и древесными листьями. Об ухудшении положения рабочего класса прежде всего говорят данные о реальной заработной плате.

По вычислениям одного франц. экономиста, в период с 1790 по 1830 «средняя» номинальная заработная плата поднялась на 37%, а стоимость жизни на 110 %. По свидетельству одного эльзасского врача, лично изучавшего условия фабричного труда в эту эпоху, обычная продолжительность рабочего дня бумагопрядйльщиков, в том числе и сёмилетних детей, равнялась 15—16 часам в сутки; при срочных же заказах они работали «даже по 48 часов почти без перерыва». Воскресный отдых не соблюдался. Итак, под властью монархической знати во Ф. происходил переворот, формировавший новые общественные классы: крупную промышленную буржуазию и фабричный пролетариат.

Но с усилением экономического значения промышленной буржуазии все более и более обострялось противоречие между ее классовыми интересами и политическим режимом Рёставра* ции. Промышленную буржуазию особенно сйльно раздражала экономическая политика пра19