Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-2.pdf/154

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

за», — писал Ленин (Соч., т. XIX, стр. 23). В начале 90  — х гг. анархизм выступил на арену политической борьбы с шумными, но бесплодными демонстрациями. Последовал ряд покушений и взрывов, из к-рых особенно выделились два: 1) 9/XII 1893 анархистом Вальяном была брошена бомба в зал заседаний Палаты, при этом был легко ранен один депутат, и 2) 24/VI 1894 молодой эмигрант итальянец Казерио убил кинжалом президента Сади-Карно (мотивируя этот акт отказом последнего помиловать Вальяна).

Вальян и Казерио были гильотинированы.

Произошло несколько других более мелких покушений. Буржуазия воспользовалась всеми этими покушениями для усиления репрессий против рабочего класса. Были изданы т. н.

«злодейские законы» (Les lois scdl^rates): первый  — 22/XII 1893, второй — в июле 1894. Этими законами была ограничена свобода печати, были введены более строгие наказания за на? рушение законов о печати, причем такие дела передавались специальным судам. Текст законов был так расплывчато сформулирован, что давал возможность расправляться не только с анархистами, но и с социалистами. Как нельзя более показательным было то обстоятельство, что новым президентом был выбран Казимир Перъе(см.), оголтелый реакционер, крупнейший капиталист, замешанный в ряде грязных финансовых афер. Правда, волна негодования была так велика, что он удержался только пол года, после чего вынужден был подать в отставку. Вместо него был выбран не менее яркий реакционер Феликс Фор (см.).

Эпоха империализма. С вступлением в эпоху империализма классовая борьба все более и более обостряется, буржуазия становится все более реакционной и агрессивной. Дело Дрейфуса (см. Дрейфуса дело) было только внешним поводом, к-рый дал возможность сгруппироваться всем борющимся классовым силам в двух лагерях: в одном из них были более передовые элементы буржуазии, мелкой буржуазии, интеллигенции, поддерживаемые рабочим классом, в другом — все силы реакций, милитаризма, клерикализма, антисемитизма. Ког-, да невиновность Дрейфуса была выяснена в достаточной степени и монархически-клерикально-милитаристская реакция убедилась в том, что сражение проиграно, она сделала попытку переворота: когда 16/П 1899 скоропостижно умер президент Фор, националистические банды во главе с Двруледом (см.), возглавлявшим «Патриотическую лигу», захотели использовать похороны Фора для пробы сил. В день похорон Дерулед сделал попытку увлечь за собой несколько воинских частей к Елисейскому дворцу (местопребывание президента). Однако генерал Роже, которого он пытался соблазнить великой миссией «спасения родины», уклонился от этой чести и приказал разогнать националистов. Преданные суду националисты были оправданы за исключением Дерул еда, высланного из Франции. Не успокоившись на этом, монархисты и националисты 4/VI 1899 устроили демонстрацию против вновь избранного президента Лубе. Когда через неделю социалисты организовали грандиозную контрдемонстрацию, то правительство, прежде бездействовавшее, наводнило Париж войсками и полицией.

Это стоило жизни министерству Дюпюи: на другой день оно получило вотум недоверия.

Для ликвидации положения, созданного делом Дрейфуса, было образовано правитель 644

ство Вальдека-Руссо. Чтобы продемонстрировать «единство нации», в кабинет были включены представители разных партий. ВальдекуРуссо удалось объединить в своем кабинете генерала Галифе, палача Коммуны, с Милъераном (см.), формально еще числившимся социалистом, но ставшим уже на путь прямого ренегатства. Приход к власти радикалов определялся обострением классовой борьбы и ростом социалистического движения, заставившими буржуазию прибегнуть к лицемерной социальной демагогии. Кабинет Вальдека-Руссо был еще переходным, после него последовало радикальное министерство Комба, которое было образовано после выборов 1902, давших полную победу объединенной буржуазно-республиканской коалиции. К ней примкнули и социал-реформисты (см. гл. Современные буржуазные партии). Радикалы находились у власти с перерывами до начала войны и проделали ту же эволюцию, что республиканцы-оппортунисты в свое время. До министерства Клемансо (190G) продолжается первый период их деятельности, когда они пытаются осуществить некоторые пункты своей программы; затем начинается их закат, они забывают о своей программе и, выполняя социальный заказ буржуазии, подавляют самым беспощадным образом рабочее движение; различие между ними и бывшими оппортунистами стирается.

В первый период своей деятельности, характеризуемый ликвидацией дела Дрейфуса, радикалы еще вынуждены были провести ряд прогрессивных мероприятий. К числу их следует раньше всего отнести борьбу с католической церковью, закончившуюся отделением церкви от государства. Законом 7/VII 1904 Комб добился полного запрещения конгрегациям (даже разрешенным) заниматься обучением, хотя ликвидация их оттягивалась на 10 лет.

Еще до этого (в марте 1903) 54 мужским конгрегациям было отказано в легализации. При проведении всех этих мероприятий власти наталкивались на острое сопротивление реакции.

Самому Комбу не удалось провести закон об отделении церкви от государства. Его министерство пало в связи с вопросом о так называемых fiches: военный министр Андре устроил особое бюро, в к-ром были собраны карточки с секретными сведениями о политическом настроении офицеров. Правая часть Палаты вызвала громкий скандал, и Комбу пришлось уйти в отставку. Вместо него пришел Рувье, министерство которого называли не министерством, а «правлением банка» вследствие того, что несколько его членов (в том числе и сам Рувье) были крупными банкирами и биржевиками.

Именно министерством Рувье 9/XII 1905 был окончательно принят закон об отделении церкви от государства. Закон этот исключал содержание церкви за счет государственного бюджета и превращал ее в частноправовую организацию.

Однако в остальном на законе лежала печать компромисса: громадное имущество, принадлежавшее церкви, не становилось собственностью государства, а передавалось особым организациям, создаваемым с целцю отправления культа (associations pour 1 ’exercice du culte). Священники в течение 4 лет продолжали получать свое жалование, а духовным лицам, достигшим определенного возраста, назначалась пенсия. Здания для отправления культа передавались бесплатно (по крайней мере на 2 года) ассоциациям.