Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-2.pdf/163

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

рингии и Сааре (калий, руда, каменный уголь); поставки угля из Германии на основании договоров о репарациях увеличили ее промышленные ресурсы. Обесценение франка (в ограниченных пределах) способствовало концентрации капиталов в промышленности и банках, усилилась роль монополистического капитала. Новая система союзов Ф. способствовала в первые годы войны ее экономической экспансии в Центр, и Юго-вост. Европе. Улучшение ее экономического и финансового положения дало ей возможность содержать первоклассную и самую многочисленную армию, увеличить свои морские силы и сохранить мощный воздушный флот. Вместе с тем в первый период общего кризиса капитализма, в годы революционного кризиса в Зап. Европе (1919—20) и революционных боев 1921—23, Ф. играла реакционную роль, помогая местной буржуазии бороться с революционным движением рабочего класса в Венгрии, Баварии, Зап.

Германии. В то же время она подавляла нац. революц. движение в своих колониях — в Марокко и Сирии — и вела враждебную политику по отношению к Советской России.

Внутреннее положение Ф. за период 1919—23 характеризуется крайним обострением политической реакции. Выборы в Палату депутатов, состоявшиеся в ноябре 1919, дали огромное большинство элементам шовинизма, милитаризма и реакции, выдвинувшим лозунг «национального блока» против угрозы революции.

Национальный блок (консерваторы, прогрессисты, «левые» республиканцы) получил 375 голосов, оппозиция (радикалы и радикалсоциалисты, республиканцы-социалисты и социалисты) — 251 голос. Благодаря влиянию антиклемансистских элементов в Сенате президентом республики был избран не Клемансо, а Дешанель, который в январе 1920 призвал на пост главы правительства одного из вождей Национального блока — Мильерана. Последний принял также пост министра иностранных дел. Это правительство продолжало политику бешеной расправы с революционным движением в стране. Еще во время Версальской конференции волна рабочих забастовок под лозунгами 8  — часового рабочего дня (металлисты, текстильщики, горнорабочие) захватила весь северный промышленный район. Ж у о (см.) был вынужден уйти с мирной конференции. В забастовке железнодорожников (25 февр. — 1 марта 1920) участвовало 250.000 чел. Всеобщая забастовка в день 1 мая была сломлена при помощи фашистской «Гражданской лиги», организованной под руководством Комитета тяжелой промышленности. В конце мая вспыхнула новая забастовка железнодорожников, переросшая во всеобщую стачку, но закончившаяся неудачно благодаря вмешательству реформистской конфедерации труда.

Правительство Мильерана организовало помощь Польше для нападения на Киев и контрнаступления на Висле, вооружив одновременно и Врангеля против Страны Советов. В сентябре 1920 вместо пострадавшего от несчастного случая на железной дороге Дешанеля президентом республики был избран (692 гол. из 892) Мильеран, который оказывал на политику Франции решающее влияние вплоть до 1924.

Во главе правительства стал Лейг, а с января 1921  — Бриан, к-рый с помощью легкого крена «влево» (привлечение 4 радикалов) пытался в течение года смягчить напряженность внутрен 662 1

ней обстановки. В правительство вошли также Барту (военный министр), Думер (финансах), Лушер (освобожденные области). В январе 1922 кабинет Бриана, проявившего на Каннской конференции (см.) некоторую уступчивость по отношению к Германии в репарационном вопросе, пал в результате комбинированной атаки Пуанкаре и Мильерана. Новое правительство было сформировано Пуанкаре при участии Мажино (военный министр), Барту (юстиции), Сарро (колоний), Ластейри (финансов).

Политика Пуанкаре за этот период характеризовалась новым ожесточенным наступлением на трудящиеся массы и в первую голову на авангард рабочего класса. Национальный блок под диктовку Комитета тяжелой промышленности ставит вопрос об отмене 8  — часового рабочего дня. В области международных отношений политика Пуанкаре — это политика наступления на Германию, уклоняющуюся от выполнения условий Версальского договора, в части репараций в обстановке усилившихся англо  — французских противоречий, политика укрепления союза с Польшей и Малой Антантой путем предоставления этим странам военных кредитов и посылки к ним военных миссий.

К этому времени Национальный блок под тяжестью финансовых затруднений, вызывающих ропот городской мелкой буржуазии и крестьянства (обесценение франка, медленное поступление герм. репарационных платежей, разбухание бюджета до 40 млрд, фр.), обнаруживает первые трещины. В результате обострения классовой борьбы в 1919—21 после конгресса радикалов в Лионе (1921) образовалась т. н.

«Лига республики», выступившая с лозунгом социальных реформ. Это — первый шаг по пути образования «левого картеля». Майские выборы 1924 дали «левому картелю» большинство (315 мандатов против 258, собранных правыми и центристскими группировками), причем крупнейшими группировками «левого картеля» (или блока) стали радикал-социалисты (136 мандатов) и социалисты (98 мандатов). Коммунистическая партия собрала ок. 600.000 голосов и ввела в Палату 25 депутатов, в том числе Кашена и Марти, осужденного Военным трибуналом за руководство Черноморским восстанием (см.).

В 1919—20 Ф. переживала вместе со всем капиталистическим миром, хотя и в менее тяжелой форме, послевоенный кризис. В период относительной стабилизации капитализма Ф. по росту производства промышленности перешагнула довоенную норму (в 1925 по углю  — 107%, по стали  — 102% довоенной нормы, по потреблению хлопка  — 83% и по оборотам внешней торговли  — 102% довоенной нормы). Это было достигнуто политикой умеренной инфляции, относительной слабостью налогового нажима, поступлением репарационных платежей (вещными поставками и наличными), хотя и в размерах, далеко не соответствующих предположениям, и наконец временным отсутствием забот 0 покрытии задолженности Англии и США (первой 653 млн. ф. стерл., второй  — 4, 075 млн. долл.). Правда, государственный бюджет Ф. за эти годы сильно вырос вследствие необходимости уплаты процентов по внутренним займам, пенсиям, восстановлению «освобожденных областей», но правительство до поры до времени могло балансировать бюджет, не обращаясь, в противоположность Англии, к новым налогам (в 1920 их было все же принято парламентом на 8 млрд, фр.), перенося центр