Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-2.pdf/93

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ложенный ей Дантоном, к-рый мечтал одно время купить мир с коалицией ценой спасения короля. Начинается поход против ряда революционных мероприятий, > в свое время навязанных Законодательному собранию революционной Коммуной: ликвидируется Чрезвычайный трибунал, приостанавливаются преследования монархистов, в ноябре приостанавливается распродажа эмигрантских земель. Обезоруживая революцию, жирондисты поощряют возвращение бежавших из Парижа богачей и аристократов. В Конвенте и жирондистской прессе идет яростная травля революционной Коммуны и вождей Горы; Марата и Робеспьера обвиняют в стремлении к диктатуре, на них пытаются взвалить ответственность за «сентябрьские убийства». Располагая большинством в Конвенте, бриссотинцы не чувствовали достаточной опоры за его стенами. Коммуна явно имела за собой большинство демократического населения столицы, только-что еще раз демонстрировавшего свое враждебное отношение к жирондистской партии провалом ее парижских кандидатур на выборах в Конвент. Переизбранная в конце ноября революционная Коммуна сохранила в основном своих старых вождей и кадры. Жирондисты удержали в своих руках пост парижского мера, но в муниципальном бюро усилились монтаньярские элементы: Шометт (см.) был избран прокурором Коммуны, Гебер (см.) и Реаль  — его заместителями.

Якобинский клуб, ставший теперь цитаделью Горы, уже с октября 1792 исключает из числа своих членов виднейших жирондистских лидеров, другие спешат уйти сами. На случай решительного столкновения с Коммуной, в руках к-рой была теперь столичная Национальная гвардия, в распоряжении Конвента не было никакой вооруженной силы. Против революционных санкюлотов Парижа жирондисты искали поддержки в департаментах, где их влияние было еще сильно. Нек-рые департаменты самовольно снарядили и отправили в Париж отряды Национальной гвардии. Жирондисты, боявшиеся резкого разрыва с прошлыми дальнейшего углубления революции, хотели спасти короля. С этой целью они пытались всячески оттянуть суд над Людовиком XVI по обвинению его в тайных сношениях с эмигрантами и находившимися в войне с Францией иностранными державами (см. выше). Когда же под давлением Якобинского клуба, Коммуны и парижских секций решено было начать процесс, жирондисты употребили все усилия, чтобы затянуть и осложнить судебную процедуру и тем самым выиграть время, необходимое для обработки общественного мнения. Так, в ходе процесса жирондисты настаивали на передаче приговора Конвента на утверждение первичных собраний. Защищая это «обращение к народу», жирондисты надеялись одновременно и спасти жизнь королю и, опираясь на департаменты, обуздать «зарвавшийся» Париж.

Монтаньяры выступили решительными противниками этого контрреволюционного предложения. Разоблачая маневры жирондистов, Робеспьер указывал, что они «апеллируют не к народу, а к новым аристократам, фельянам, которые собираются под их знамена;» (отсюда прозвище «апеллянты»). Конвент, признавая единогласно виновность Людовика XVI в заговоре против свободы нации, отверг «обращение к народу». Когда большинство Конвен 526

та высказалось за смертную казнь, жирондисты потребовали приостановки исполнения приговора до обнародования конституции. Однако отсрочка была отклонена. большинством (380 против 310). Процесс короля протекал среди сильнейшего политического возбуждения: роялисты вели энергичную агитацию среди депутатов, широко используя крупные суммы, переведенные через испанского поверенного в делах; 20/1 они убили депутата Лепелетье. С другой стороны, в рабочих предместьях царило сильнейшее негодование на медлительность Конвента, можно было опасаться нового восстания. В такой обстановке большинство «болота» не осмеливалось голосовать вместе с Жирондой. 21/1 1793 Людовик XVI был казнен.

Внешняя политика республики в конце 1792 и в начале 1793. Положение на фрон те к началу 1793. Созыв Конвента совпал с резким изменением положения на фронтах в пользу молодой республики. Революционный энтузиазм санкюлотов отстоял Париж в битве при Вальми (20/IX 1792), Лонгви и Верден были снова заняты французами, пруссаки отброшены. Вскоре Пруссия, отвлеченная вторым разделом Польши (21/1 1793), совершенным за спиной Австрии, фактически перестала принимать участие в военных операциях коалиции. 24/IX генерал Монтескьто вошел в Шамбери, во всей Савойе он был принят как освободитель. 29/IX французы заняли Ниццу.

Рейнская армия под начальством Кюстина нанесла ряд поражений австрийским войскам и заняла последовательно Шпейер (30/IX), Вормс (5/Х), Майнц (21/Х) й наконец Франкфуртна-Майне. В Бельгии генерал Дюмурье нанес решительное поражение австрийцам при Жемаппе (6/XI).

Вся территория Франции была теперь очищена от иностранных войск, и добровольческие армии не только отбросили регулярные войска союзников от границы Франции и спасли завоевания революции, но и сами перешли в наступление, оккупировав целый ряд областей.

В ноябре жители Савойи, Ниццы и рейнских городов изъявили желание о присоединении их территорий к Франции. — Все эти обстоятельства ставили перед внешней политикой республики новые задачи. Блестящие успехи франц. оружия не могли не оживить среди франц. буржуазии идеи расширения Франции до границ Рейна, Альп, Пиренеев. С другой стороны, пока республика не была признана монархической Европой и не была гарантирована от новых атак со стороны разбитых, но еще недобитых врагов или от образования новых коалиций, требовалась дальнейшая решительная борьба. 19/XI Конвент провозгласил, что будет оказывать помощь... «всем народам, к-рые пожелают возвратить себе свободу». 27/XI 1792 он декретировал присоединение к Франции Савойи, 31/1 1793  — Ниццы, 15/ХП был издан декрет, к-рый обязывал франц. командование низвергать при вступлении в неприятельскую страну старые власти и заменять их народным правительством, уничтожать сословный строй, феодальные повинности, отменять десятину, городские пошлины, конфисковать имущество церкви и т. п. «Нам необходимо объявить революционную власть в странах, в которые мы вступим». «Война против замков, мир хижинам», — говорил монтаньяр Камбон, обосновывая декрет. Политика, намеченная в докладе Камбонаив декрете 15/ХП, проводилась гене-