Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-2.pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

щения вносить арендную плату зерном и т. п.

Парижская Коммуна уже в 1792 приняла меры для обеспечения столичного населения дешевым хлебом: она скупает всю муку в городе и перепродает ее булочникам по уменьшенной цене, обязуя их отпускать хлеб не дороже 3 су за фунт. Но эта убыточная для городских финансов операция, требовавшая постоянных правительственных субсидий, к-рые крайне неохотно отпускались жирондистским Конвентом, не давала надлежащего результата. Пока таксация оставалась чисто местным явлением, никакие заградительные отряды не могли помешать утечке дешевой муки из Парижа, население к-рого постоянно жило под угрозой истощения хлебных запасов. Разочарованные в политике местных такс парижские рабочие, кустари и мелкие ремесленники выдвигают требование установления твердых цен на хлеб и др. предметы первой необходимости в общегосударственном масштабе. Центром агитации за максимум (см.) становятся парижские секции и новые народные клубы. Этим движением, к-рое усиливается в начале 1793, руководят «бешеные» (см.) с Жаком Ру и Вар ле (см.) во главе. Парижские секции пытаются объединиться друг с другом и создают свою особую организацию, независимую от центрального муниципалитета. К ней примыкают распропагандированные парижанами отряды департаментской стражи («Федераты 84 департаментов»).

Стихийные выступления плебейских элементов Парижа, происходившие в феврале 1793 под лозунгом введения таксы на зерно, только усилили раздражение буржуазии и вооружили против «бешеных» мелких парижских лавочников. Движение в пользу максимума встретило на первых порах энергичный отпор не только со стороны жирондистов, угрожавших Парижу крестьянской забастовкой в случае установления максимальных цен на хлеб, но и со стороны монтаньяров, к-рые поддержали предложение об аресте петиционеров, выступавших в Конвенте 12/П от имени 48 секций Парижа с требованием введения таксы на зерно. Борьба за установление твердых цен шла и в других городах. В Лионе во главе движения выступал единомышленник Ру — бывший священник Шалъе (см.). Здесь наряду с лозунгами таксации зерна и воспрещения торговли звонкой монетой выдвигалось и чисто пролетарское требование — установление новых тарифов заработной платы в соответствии с вздорожанием жизни. Главных защитников ненавистных скупщиков и спекулянтов народные массы справедливо видели в жирондистах. Движение в пользу максимума переплеталось с политическим движением за очищение Конвента от бриссотинцев, голосовавших за «апелляцию к народу и против казни Людовика XVI».

В начале марта, под впечатлением первых известий о неудачах франц. оружия в Бельгии и критическом положении ставленника жирондистов Дюмуръе (см.) в Голландии, парижские санкюлоты производят новый натиск на Жиронду. В ночь с 9 на 10/Ш Варле настоял на принятии Клубом кордельеров резолюции с призывом к восстанию, но большинство секций и на этот раз не пошли за «бешеными». Не удалась и попытка вовлечь в движение Якобинский клуб. Дело ограничилось разгромом редакций жирондистских газет (10/Ш 1793). «Бешеные» еще раз потерпели неудачу, их атака на Жиронду оказалась преждевременной. Издан 530

ный Конвентом 18/Ш декрет, устанавливавший смертную казнь за одно лишь предложение аграрного закона, наносил удар их агитации. — *.

Благодаря английской блокаде франц. берегов,, парализовавшей подвоз сырья и колониальных продуктов, исчезновению с рынков хлеба, припрятывавшегося кулачеством, дальнейшему падению курсов ассигнатов (до 80% в феврале), спекулятивной горячке, охватившей «всех богатых людей», уже в марте 1793 наблюдается дальнейший рост дороговизны и обострение продовольственного кризиса. В Париже росли цены на съестные припасы, постоянно ощущался недостаток хлеба, у дверей булочных росли очереди, в нек-рых секциях происходили беспорядки на этой почве. — Вопросы о разделе общинных земель и о распродаже эмигрантских имуществ оставались неразрешенными.

В то же время завоеваниям революции снова угрожала смертельная опасность. Занятая внешней войной Республика получила «удар кинжалом в спину»: 10/Ш вспыхнуло восстание в Вандее (см. Вандейские войны), где местное кулачество, недовольное новым набором в армию и реквизициями, производившимися комиссарами Конвента для снабжения хлебом Парижа раньше, чем в других районах, перешло на сторону контрреволюции. Повстанцы учинили резню в Машкуле, заняли Шоле, угрожая Нанту. Еще хуже обстояло дело на внешнем фронте. Поражение генерала Миранда при Альденгофене и потеря (французами) Льежа заставили Дюмурье очистить уже оккупированную им Голландию. — После поражения, понесенного при Неервиндене (18/Ш), французы были принуждены эвакуировать Бельгию. Измена Дюмуръе (см.), считавшегося креатурой жирондистов и другом Дантона (конец марта и начало апреля), едва не открыла австрийцам дорогу к Парижу. Чтобы спасти Республику, необходимы были решительные меры. Уже 10/Ш под давлением Парижской Коммуны Конвент декретировал (вопреки сопротивлению жирондистов, протестовавших против «новой инквизиции», но при поддержке Дантона) создание Чрезвычайного уголовного трибунала (впоследствии стал называться Революционным трибуналом) для борьбы с контрреволюцией. Были изданы новые суровые декреты против эмигрантов и неприсяжных священников.

6/IV, в целях придания большего единства и силы исполнительной власти, был создан Комитет общественного спасения (см.) из 9 членов, руководящее положение в котором занял Дантон. Пользуясь тяжелым положением Республики, Жиронда переходит в наступление. — В начале апреля она пробует обвинить Дантона в соучастии с Дюмурье. 13/IV ей удается получить согласие Конвента на предание суду Революционного трибунала Марата (однако оправданного 24/IV).

Если монтаньяры не хотели быть уничтоженными своими политическими противниками или разделить с ними участь партии, ставшей поперек дороги дальнейшему развитию революции, они должны были стать на путь решительной борьбы с бриссотинцами за власть. Но борьба не могла быть успешной без поддержки со стороны городской и деревенской бедноты. Чтобы обеспечить себе эту поддержку, Гора была вынуждена принять основные требования «бешеных»: искоренение спекуляции звонкой монетой и установление такс, устранение «апеллянтов» из Конвента. — Так возникает в половине апреля