Страница:БСЭ-1 Том 59. Францоз - Хокусаи (1935)-1.pdf/192

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

популярных книг и брошюр, что наложило заметный отпечаток на его систему.

Учение Ф. изложено в ряде больших работ  — «Теория четырех движений» (1808), «Теория всеобщего единства» (1822), «Новый мир» (1829) — и в многочисленных статьях и заметках. Ф. примыкает к мистико-теософскому направлению философской мысли 18 в. и различает в мироздании три основных причины: бога, материю и математику. Материя не сотворена богом; но она пассивна; сила, приводящая мир в движение, есть бог. Мир организован богом из материи при помощи математики как целесообразный механизм. По отношению к социальному миру целесообразно направленная воля бога должна выражаться в нек-ром кодексе социальных законов. Этот кодекс еще не осуществляется; но он существует, ибо бог, давший законы для всего мироздания, не мог не дать их для социального движения человечества. Эти законы можно и должно открыть, исходя из основных свойств природы человека  — его страстей, при помощи которых в человеке проявляется божественная воля.* Бог предназначал человека для совершенного, гармонического состояния; период гармонии должен быть самым длительным в истории человечества, хотя ему предшествуют и за ним следуют дисгармонические периоды подготовки и распада i Свободное действие страстей приспособлено к гармонии и обеспечивает ее. Но к этой гармонии человечество должно было притти в результате длительного процесса, в ходе к-рого создается необходимое условие гармог нии — индустрия. В соответствии с этим историю человечества до гармонии Ф. делит на периоды, отличающие рост индустриальной мощи человека: эденизм (земной рай), дикость, патриархат, варварство, цивилизация. Первый период отмечен чертами гармонии, к которой толкают человечество его естественные страсти. Но гармония разрушается, сталкиваясь с недостаточностью средств существования. Человечество как бы отступает, чтобы лучше прыгнуть, отходит от естественного строя, чтобы накопить силы, развив свое производство до уровня, необходимого для гармонии.

В конкретной характеристике отдельных исторических периодов мы находим у Ф. ряд интересных материалистических черт; вся его историческая философия пронизана своеобразной диалектикой. Диалектической является у Ф. и общая схема развития и схема развития каждого периода в отдельности. Путем угнетения и рабства, путем тяжелых страданий человечество достигло уже в период цивилизации такого уровня развития индустрии, при к-ром возможно осуществление гармонии. Человечество могло бы уже жить безбедно. Между тем условия существования не улучшаются, а ухудшаются. Ф. ярко характеризует состояние т. нецивилизованных обществ с их неорганизованностью, нищетой и с громадным количеством паразитов, живущих за счет трудящихся.

Критика цивилизации — одна из сильнейших сторон учения Фурье. Ему удалось подметить ряд основных закономерностей капитализма и вскрыть тенденции его развития. Так, у него встречаются изумительные по глубине замечания о процессе концентрации, приводящей неизбежно к монополии и к углублению пропасти, отделяющей богаты! от бедных; о кризисах и их связи с общей неорганизованностью системы; о росте социальных антагонизмов* Онясно видит всю иллюзорность «социального прогресса» при цивилизации и неудержимое понижение жизненного уровня трудящихся.

Наконец для Ф. ясно, что такое положение чревато революционным катаклизмом. Однако спасение от зол «цивилизации» Ф. видит не в революции, которую он стремится, наоборот, предупредить. Причина бедственного положения человечества в том, что оно не сумело до сих пор открыть закон, по к-рому оно должно жить. Экономисты и философы «цивилизации» вместо того, чтобы направить усилия к открытию «социального кодекса», покорно служили тем, кому выгоден современный строй, и придумывали теории для его оправдания. Ф. был твердо убежден, что ему удалось разрешить задачу открытия социального закона в его учении о страстях, данных человеку в качестве руководителей для периода гармонии. Общество должно быть построено на основах познания человеческих страстей, свободная игра к-рых дает человечеству счастье. Страсти Ф. делит на три категории: чувственные, связанные непосредственно с органами чувств, аффективные, ведущие к образованию групп (дружба, семейственность и т. п.), и распределительные. Для общественной организации в'ажны особенно вторая и третья категории. Распределительных страстей три: страсть к соревнованию, страсть к разнообразию, страсть к творчеству. Исходя из этого анализа страстей, Ф. строит схему такой обществен* ной организации, к-рая дает им удовлетворение и тем самым обеспечивает гармонию.

Идеальную общественную ячейку Ф. называет ассоциацией, или фалангой. Помещение, в к-ром живут, а отчасти и работают члены фаланги, называется фаланстером. Нормальный состав фаланги Ф. определяет в соответствии с числом разнообразных характеров в 1.620 человек. В ассоциации сохраняется классовое неравенство: в нее допускаются в качестве членов капиталисты, вкладывающие в нее свои капиталы. Ф. верил, что привлекательность жизни в фаланстере будет очень велика и что капиталисты, поняв, какие преимущества она им дает, охотно будут вступать в качестве пайщиков в ассоциацию. Известно, что Ф: назначал даже специальные часы приема, в к-рые он ждал появления соблазненных его учением капиталистов. С другой стороны, в фаланге участвуют конечно и бедняки, покрывающие свой пай личным трудом. Ассоциация делится на серии и группы. Каждая серия занимается определенным видом труда, группа — более дробной его разновидностью. Член ассоциации не прикреплен в своем труде к определенной серии и группе. Наоборот, он является участником большого количества групп и в течение рабочего дня переходит от одного вида труда к другому, проводя на каждой работе не более 172—2 часов. Такая организация труда дает наивысшее удовлетворение основным страстям.

Так как вступление в ту или иную группу свободно, то участие в них дает удовлетворение аффективным страстям (каждый выбирает себе товарищей по вкусу); т. к. группы, занимающиеся близкими разновидностями труда, неизбежно проникаются стремлением выполнить свою задачу лучше соседей, то здесь находит удовлетворение страсть к соревнованию; переход в течение дня из одной группы в другую даст выход страсти к перемене; духовное и физическое удовлетворение, сопряженное с такой органи-