Страница:БСЭ-1 Том 59. Францоз - Хокусаи (1935)-2.pdf/253

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

это предательский маневр реформистов, убеждающих рабочих в том, что они придут к социализму без диктатуры пролетариата.

Самый процесс развития X. д. мыслится реформистскими теоретиками как очень длительный во времени. Гильфердинг считает, что эта «колоссально сложная проблема... может быть осилена только в течение продолжительного исторического процесса», ибо «развитие экономики всегда происходит в длительной органической эволюции» («Капитализм, социализм и социал-демократия», стр. 35). Цвинг находит, что так же, как политическую демократию немецкий пролетариат завоевывал, начиная с 1848, так и к осуществлению хозяйственной демократии он приблизится не в меньший срок.

Таким образом «хозяйственные демократы», предавая интересы пролетариата, являются защитниками капитализма.

Наряду с наиболее общими определениями сущности X. д. как системы, требующей «подчинения частно-хозяйственных интересов общественным» (Гильфердинг, Лейпарт), определениями, воспринятым# нем. национал-социалистами, существует другое определение, необходимое для повседневной деятельности реформистов; оно гласит: участие рабочих вместе с предпринимателями в руководстве капиталистическим хозяйством в целом и отдельными предприятиями в частности. Само собой разумеется, что это соучастие рабочих в управлении должно иметь место на самых легальных основаниях в результате договоренности между рабочими и предпринимательскими организациями. Таким легальным основанием и служит знаменитая 165  — я статья Веймарской конституции, к-рая гласит: «рабочие и служащие имеют право, на равных основаниях с предпринимателями, совместно с ними работать над регулированием зарплаты и условий труда, равно как и над развитием производительных сил.

Организации обеих договаривающихся сторон (работодателей и рабочих) признаются государством».

Социал-фашисты, которые сами создали эту статью, начали проводить практически предательскую работу по осуществлению X. д. Гамбургский конгресс профсоюзов наметил две формы осуществления X. д.: 1) «контроль монополий и картелей при участии профсоюзов» и 2) «организация отдельных отраслей промышленности в самоуправляющиеся единицы». Для осуществления первого пункта этой практической программы в наблюдательные советы (Aufsichtsrate) картелей, концернов, трестов и синдикатов вводятся представители фабзавкомов. Этот контроль над монополистическими организациями капитализма со стороны отъявленных реформистов ни в чем конечно не может тормазить их деятельности, что и доказывают отзывы самих контролируемых в анкетах. Один из них (Гаген) заявил: «Они ничему не мешают». Другой (Клемм) выразился более цинично: «Тут все зависит от меня; у нас раз был представитель не совсем безупречный, я сказал фабзавкому: это не годится. Тогда они выбрали другого представителя». По этим высказываниям капиталистов можно судить, какую цену они придавали контролю.

Утопические попытки контроля монополий в рамках капитализма являются очередным средством обмана и прямым предательством интересов рабочего класса. Что касается второго пункта о (Самоуправляющейся промышленности, тотеоретиками X. д. намечены три пути разрешения этой проблемы (они перечислены в книге Каутского «Пролетарская революция и ее программа»). Первый путь предложен Отто Бауэром в его книге «Путь к социализму» и состоит в том, что во главе каждой из самоуправляющихся отраслей промышленности ставится совет, состоящий из трех частей: треть представителей — рабочие и служащие, занятые в данной отрасли промышленности и представленные профсоюзами; вторая треть — представители потребителей и третья треть — представители государства, назначаемые министром, парламентом и т. д. Второй вариант, предложенный Гильфердингом в его докладе на 2 съезде советов в 1919, сводится к тому, чтобы каждая отрасль промышленности управлялась представителями рабочих, потребителей и науки. Третий проект осуществления X. д. принадлежит «Комиссии по социализации» и состоит в автономной организации угольной промышленности. По этому проекту последняя управляется Угольным советом, собирающимся 4 раза в год и состоящим из 100 членов — по 25 членов ст промышленных управлений, рабочих, потребителей и государства. Ни один из этих вариантов нигде и никогда не был осуществлен.

Этим хитроумным кабинетным измышлениям, к-рые неизменно однако в той или иной форме предоставляли преобладание в управлении промышленностью капиталистам, противостояли попытки практиков — -хозяйственных демократов. Из таких попыток интересно отметить организацию самоуправления в угольной и калийной отраслях промышленности. Из 60 членов Совета угольной промышленности 22 места принадлежат профсоюзам, остальные — представителям предпринимателей, потребителей, отдельных стран и правительства. Так же примерно организована и калийная промышленность. Каковы же результаты этих первых попыток осуществить X. д. на практике? Само Всеобщее объединение германских профсоюзов (АДГБ) (см. Германия, Рабочий класс, Профдвижение в Германии) отмечает, что наиболее замечательным последствием работы обоих советов является успешное проведение капиталистической рационализации. X. д. и здесь является мощным орудием в руках предпринимателей для усиления эксплоатации рабочих.

Все мероприятия, направленные против интересов рабочих, проводились при прямом участии представителей профсоюзов. Таковы были первые практические результаты, осуществления хозяйственной демократии.

Есть еще одна форма, в к-рой X. д. проявляет себя как средство обмана рабочих: это то, что Гильфердинг назвал «фабричной демократией»; Последняя должна выражаться в последовательном контроле фабзавкожов над всем процессом производства. .

X. д. служит для реформистов средством отвлечения внимания рабочих от насущных вопросов классовой борьбы. Так напр., в официальном органе АДГБ писалось следующее ? «Мы должны выйти из узкой области зарплаты и условий труда, перенося наши задачи и нашу деятельность в область борьбы за самоуправление в промышленности. Эта цель шире и выше, чем простая защита материальных интересов членов профсоюзов» (X р. Шмидт). С тем же бесстыдством писал и Гильфердинг: «Профсоюзы перестают быть исключительно органами социальной политики и становятся проводниками