Страница:БСЭ-1 Том 60. Холангит - Цянь (1934).pdf/31

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ках головы и тела три больших светлых пятна.

Распространен в Зап. Европе, Европ. части СССР, Казакстане и Зап. Сибири. Норы с 2 (или более) выходами и несколькими кладовыми, где находили от 500 г до 5 кг зерна, картофеля и др. запасов. Зимняя спячка неполная. Размножение  — 2 раза в лето. Важный вредитель полевых и огородных культур.

Борьба производится при помощи сероуглерода или отге=тп=ё промысловое значение, доставляя дешевый и ноский мех. 2) Кавка зские хомяки (род Mesocricetus) — дагес танскийХ. (М. raddei), черноват ый X.

(М. nigriculus) и закавказский X. (М. brandti) — отличаются от обыкновенного X. меньшей величиной и отсутствием сплошной черной окраски на брюхе. По образу жизни сходны с обыкновенным X. и являются также существенными вредителями с. х-ва. Имеют промысловое значение, особенно дагестанский X.

3) Хомячки (роды Cricetulus и Phodopus) — самые мелкие представители подсемейства; отличаются от предыдущих родов также полным отсутствием черного цвета на брюшной стороне. Главнейшие виды: серый хомячок (С. migratarius), даурский хомячок (С. furunculus) и джунгарский хомячок (Phodopus songarus). Вредители зерновых и огородно-бахчевых культур, но в меньшей степени, чем предыдущие виды.

Б. В.

ХОМЯКОВ, Алексей Степанович (1804—60), писатель, один из основателей и крупнейших деятелей славянофильства (см. Славянофилы).

Происходил из старинной богатой дворянской семьи. Получил домашнее образование, выдержал экзамен при университете и получил степень кандидата математических наук. В 1822 X. поступил на военную службу. Движениедекабристов(см.) совершенно не затронуло Хомякова/с молодых лет отличавшегося консервативностью:и религиозностью и всю жизнь строго соблюдавшего посты. В 1825 Хомяков вышел в отставку и уехал за границу, где путешествовал и работал над трагедией в стихах «Ермак»* В 1828 началась война с Турцией, и Хомяков снова поступил на военную службу.

По окончании войны (1829) вышел в отставку окончательно. Жил летом в своих имениях, занимаясь сельским хозяйством, а зимой в любимой им Москве. Умер от холеры.

X. был талантливым и широко образованным человеком, но его образование не было глубоким. Во всей деятельности X. виден только талантливый диллетант. Он выступал как публицист, как историк, как философ, как богослов, как поэт и пытался даже работать как изобретатель. Свои статьи X. помещал в жур 60

налах «Московский наблюдатель», «Москвитянин», «Русская беседа». Принадлежность к слою богатого поместного дворянства определила миросозерцание X. и толкнула его на путь славянофильства. Защита интересов помещиков, охрана политического и общественного строя, при к-ром хорошо и прочно чувствовало себя помещичье землевладение, — вот сущность миросозерцания X. Угрозу этому порядку X. видел со стороны той классовой борьбы, к-рая в Западной Европе вызвала ряд революций, сильно поколебавших права дворянства. Смотря на жизнь с точки зрения философа-идеалиста, X. видел причину этой классовой борьбы не в экономическом устройстве общества, а в сфере идеологической. В своей незаконченной большой работе по истории (он работал над ней более 20 лет и довел ее до половины средних веков) X. пытался дать схему истории человечества. Основным фактором исторического процесса X. полагал религию. X. считался среди славянофилов большим авторитетом в области богословия; нек-рые из них склонны были даже отнести его' к числу «отцов церкви».

Хотя богословские работы X. и были направлены на возвеличение православия по сравнению с другими религиями, но он все-таки осмеливался мыслить самостоятельно и временами отступал от буквы ортодоксального православия; поэтому ряд его работ долгое время не разрешался к печати в России (они издавались за границей на французском языке). Превосходство православия над другими религиями X. видел в том, что оно всецело основано на вере, тогда как католичество и еще больше протестантизм заражены духом рационализма. А так как религия, по мнению X., основной фактор исторического процесса, то дух рационализма, глубоко проникавший всю жизнь Западной Европы, ведет ее к гибели. Сближение России с «гниющей» Западной Европой и восприятие ею элементов насквозь проникнутой рационализмом европейской культуры — гибельны. Поэтому X. резко отрицательно относился к реформам Петра I, направившим Россию на путь сближения с Западной Европой. В частности это сближение вызвало развитие бюрократии, к-рую славянофилы предпочитали бы заменить «излюбленными людьми» из среды поместного дворянства, а также отчужденность правящих классов от народа, ибо между ними в виде «средостения» стала бюрократия. Свое отвращение к бюрократии X. выражал резкими нападками на нее, что на первый взгляд придавало до известной степени либеральную видимость его глубоко реакционным идеям.

Реакционность философии истории X. еще более усугублялась теорией превосходства белой (европейской) расы над черной (кушицкой) расой, разновидностью к-рой он считал все другие цветные расы. X. сильно преувеличивал также роль славянства в истории. Все эти учения X. до известной степени предвосхищают те теории превосходства «арийской расы», к-рые развиваются в настоящее время германскими фашистами. Россия должна отрешиться от той рационалистической культуры, к-рую она усвоила в процессе сближения с Западом, и вернуться к старым истинно-народным началам, лежащим в основе «святой православной Руси» и составляющим громадное ее преимущество перед Западной Европой. В этом самобытном развитии и состоит призвание России. Исходя из этих положений, X. и в своих философских