Страница:БСЭ-1 Том 60. Холангит - Цянь (1934).pdf/79

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

(Египет), абиссинской и армянской церквей.

Первые две тесно связаны организационно между собой и имеют общего патриарха. Об армянской церкви см. Армения, католикос.

Католическая церковь. Западное X., оформившееся в т. н. римско-католическую церковь, получило в средние века исключительное господство в Зап. Европе. Главой римско-католической церкви был папа, римский епископ, считающийся у католиков преемником апостола Петра и наместником Христа. Еще до падения Римской империи папам удалось добиться признания (475) своего первенства и высшего авторитета со стороны провинциальных церквей на Западе. Экономическая, политическая и культурная обособленность восточной и западной частей империи и их окончательное расчленение на два политических организма вызвали соперничество и борьбу между западной (римско-католической) и восточной (греко-кафолической) церквами. В то время как на Востоке в церкви руководящую роль получили византийские императоры, Запад в связи с упадком императорской власти выдвинул идею папского верховенства.

Окончательное завоевание западной империи германцами и образование на ее территории ряда мелких варварских государств создали независимое положение для пап и в дальнейшем освободили их от подчинения Византии.

Папа Григорий I (590—604) не только был владыкой Рима, но под его властью находились также обширные земли в Галлии, Далмации и Африке. При нем католическая церковь повела усиленную пропаганду христианства среди населения варварских стран Европы.

Монашество было послушным орудием пап в их стремлении к установлению духовной власти над Европой. При помощи монахов Григорию I и его преемникам удалось сделать Англию католической страной. Монах Августин при поддержке короля Этельберта • основал в Англии 2 архиепископства и 12 епископств.

При помощи короля Рекареда (крестился в 589) подчинились в 6 в. папской власти ариане-вестготы. В союзе с франкским королем Пипином Коротким католическое духовенство подчинило церкви языческие и полухристианские племена Северной и Средней Германии.

Естественно, пропаганда новой религии среди варварского населения встретила горячую поддержку со стороны королей и военной знати.

Широкие народные массы, к-рым развитие феодальных порядков грозило потерей независимости и нищетой, не могли не относиться враждебно к новой религии, к-рую насаждали нередко огнем и мечом. Там, где господствовало католичество, церковь не только была защитницей классовой диктатуры возвышавшихся военно-землевладельческих элементов, но и сама она делалась беспощадным эксплоататором. Уже первые века существования католической церкви ознаменовались небывалым ростом церковных земельных богатств, к-рые и превратили церковь в одну из самых могущественных феодальных орг-ций средневековья.

Основными источниками образования крупного церковного землевладения были прежде всего королевские пожалования, дарения военно-феодальной знати и затем присвоение земель беднейшего закабаленного населения. Очень часто, следуя примеру светских феодалов, церковь не гнушалась и явным насилием, присоединяя земли путем захвата.При Меровингах папы стали уже настоящими феодальными князьями. Пипин Короткий, помазанный на царство папой Стефаном II, в благодарность отдал римскому престолу (754) власть над Римской областью, Равеннским экзархатом и 22 городами Италии. При Карле Великом (768—814), когда установился прочный союз государства с западной церковью, последняя получила обширные земли в различных странах Зап. Европы (8—9 вв.). Со времен Этельберта в Англии окрепло крупное церковное землевладение. Монастыри и  — епископы были первыми крупными землевладельцами и крепостниками. Спекулируя на невежестве населения, церковь побуждала верующих отдавать в дар свои земли, обещая за это гарантию спасения души. «Непрестанно следует увещевать народ христианский, — говорится в постановлении Шалонского собора (813), — чтобы делали приношения церкви..., ибо эти приношения... великое средство спасения души». Дарения были очень важным источником крупного церковного землевладения: они приобрели в эту эпоху массовый характер.

Сформировавшееся в эпоху Каролингов крупное церковное землевладение обнаружило стремление к дальнейшему непомерному росту за счет разорения и грабежа беднейшей части населения. Оказывая экономическую поддержку бедноте, духовенство ставило мелкие крестьянские хозяйства в зависимость от себя. В концеконцов задолжавшая беднота, не будучи в состоянии расплатиться за «помощь», расставалась со своими землями, которые отходили к церкви. Их владельцы становились на ней в качестве пожизненных держателей, прекаристов.

Способ экономического принуждения в расширении церковного землевладения часто уступал место голому насилию. Из многочисленных капитуляриев (законов) 9 в. можно видеть, что наряду с военно-феодальной знатью духовенство не прочь было заняться явным грабежом. В одном из капитуляриев читаем :«Пусть ни епископы, ни аббаты..., ни викарии... злыми ухищрениями имущество бедных ни покупать, ни силою отнимать не осмеливаются».

Уже в 9 в. церковь стала самым крупным после императора Карла Великого земельным собственником в Европе.' О величине церковных владений говорят красноречивые цифры: Аугсбургское епископство в 812 имело свыше 1.500 наделов земли с крестьянами, епископство Зальцбургское при Карле Великом имело более 1.600 наделов, Сен-Галленский монастырь при Каролингах  — 4.000 наделов, Фульдский монастырь в 800 имел св. 15.000 наделов.

Когда в 9 веке сложилось крупное церковное землевладение и образовалась монархия Карла Великого, папство и императорская власть представляли собой две мощные силы, господствовавшие над Зап. Европой. Папы стали верховными владыками католического мира.

Папа и император считали себя двумя мечами, «которые бог ниспослал на землю для защиты христианства». Они должны совместно утверждать «царство божие на земле».

Католическая церковь феодальной эпохи, опиравшаяся на материальную базу крупного землевладения, представляла собою типичную феодальную организацию. Папа являлся не только духовным главой христианского мира, но был прежде всего крупным землевладельцем, светским владыкой папской области  — вотчины «св. Петра». Его двор был типичным