Страница:БСЭ-1 Том 61. Ч - Шахт (1934)-1.pdf/28

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

черты творческой деятельности Ч. естественно нашли живейший отклик в широчайших кругах рус. (дворянской и мелкобуржуазной) интеллигенции 80—90-х гг. прошлого столетия. Ч. буквально становится властителем дум и чаяний мятущейся интеллигенции этой эпохи политического безвременья. Не случаен и тот факт, что большинство последователей «могучей кучки» (см.), т. н. Беляевский кружок (см. Русская музыка), подпадает под сильнейшее влияние Ч.

Ч. не создал школы в прямом смысле этого слова, оказав вместе с тем колоссальное влияние на все развитие дореволюционной рус. музыки (Аренский, Танеев, Рахманинов, Калинников, Золотарев и др.). Влияния эти сильны еще и в творчестве целого ряда сов. композиторов (Мясковский, Шебалин, Шишов и др.).

Лит.: Чайковский П. И., Дневник, М., 1923; его же, Воспоминания и письма, под ред. И. Глебова, П., 1924; Переписка М. Балакирева с П. И. Чайковским, изд. Циммермана, СПБ—М., 1912; Чайковский Модест, Жизнь Петра Ильича Чайковского, 3 тт., M.—Lpz., 1900—03; Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева (под ред. М. Чайковского), Москва, 1916; Кашкин М., Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896; Ларош Г., Собрание музыкально-критических статей, т. II, М., 1924; Глебов И. (Асафьев), Симфонические этюды (сб.), П., 1922; его же, Русская музыка от начала 19 столетия, М.—Л., 1930; Острецов А., П. И. Чайковский, М., 1929.

Б. А.

ЧАЙКОВЦЫ (правильнее натансоновцы), народнический кружок конца 60-х и начала 70-х гг., созданный группой студентов Медико-хирургической академии (М. А. Натансон, В. М. Александров, А. И. Сердюков и др.). Осенью 1869 Натансон организовал так наз. Вульфовскую коммуну, ставшую одним из центров петербургской революционной молодежи. На собраниях в коммуне происходили ожесточенные дискуссии между нечаевцами и их противниками. Летом 1871 члены кружка Натансона объединились с женским кружком сестер Корниловых и С. Л. Перовской. Объединенный кружок стал известен под названием «чайковцев» (по фамилии одного из его членов Н. В. Чайковского). В 1871—72 число членов их кружка значительно увеличилось; к нему примкнули Д. А. Клеменц, Н. А. Чарушин, Л. Э. Шишко, С. С. Синегуб, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин и др. Помимо ряда студенческих кружков в Петербурге чайковцы имели отделения своего кружка в Москве (Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко и др.), в Киеве (П. Б. Аксельрод), в Одессе (Ф. В. Волховской, С. Л. Чудновский, А. И. Желябов), в Херсоне и др. городах. По принципам, положенным в основу его организации, кружок Ч. резко отличался от кружков Нечаева и от сложившихся позже на основе строжайшей конспирации и партийной дисциплины революционных организаций народничества 70-х гг. Ч. не имели ни программы ни устава, прием в члены не был обставлен никакими формальностями.

В 1873 Кропоткин написал проект программы с объяснительной запиской к ней, эти документы обсуждались на собраниях Ч., но окончательного утверждения не получили. Разделяя общую для народников уверенность в возможности для России непосредственного перехода к социализму, минуя капитализм, Ч. не считали себя анархистами и к вопросу о конституции и политических свободах относились не столь отрицательно, как бакунисты и другие народнические группы того времени. Окончательному оформлению программы Ч. помешали аресты, начавшиеся среди них с ноября 1873.

На первых порах объединенный кружок, как и ранний кружок Натансона, ограничивался пропагандой среди интеллигенции, которая должна была впоследствии пропагандировать среди рабочих и крестьян, и распространением книг по естествознанию и социальным наукам (сочинения Лассаля, Дарвина, Флеровского, Лаврова). В 1871 за границей Александрову было поручено организовать в Женеве типографию для издания книг, запрещенных в России, в первую очередь сочинений Чернышевского. В то же время зарождается мысль об издании за границей революционного журнала, и Ч. вступают по этому поводу в переговоры с П. Л. Лавровым. Работа среди интеллигенции скоро перестала удовлетворять многих из Ч. и с конца 1872 они переходят к пропаганде среди рабочих. Для более подготовленных рабочих Ч. читают лекции по политической экономии, социальному вопросу, истории революций и др.; с менее подготовленными они начинают с обучения грамоте, арифметике и т. п. За пропаганду среди рабочих принимаются также московские и одесские Ч. Одновременно Ч. начинают издавать брошюры, приспособленные для пропаганды в народе («Сказка о четырех братьях», «Чтой-то братцы» и др.). К весне 1874 только немногие из Ч. остались на свободе и приняли участие в «хождении в народ». В 1875 вернувшийся из ссылки Натансон вместе с уцелевшими от арестов Ч. начинает создавать новую революционную организацию, получившую впоследствии название Земли и воли (см.).

Лит.: Козьмин Б., С. Г. Нечаев и его противники в 1868—1869 гг., в сб. Революционное движение 1860 годов, М., 1932; Левин Ш., Дмитрий Александрович Клеменц, Москва, 1929; Аптекман О. В., Московские революционные кружки, в сб. Русское прошлое, № 2, П., 1923. Документы: а) Программа и записка Кропоткина, «Былое», П. [M.], 1922, № 17; б) Письмо Чайковского редактору «Вперед» в № 3 «Вперед» (1874); в) Письмо С. М. Кравчинского (Степняка) к П. Л. Лаврову, «Былое», Париж, 1912, № 14. Мемуары: Шишко Л., Сергей Михайлович Кравчинский и кружок чайковцев, СПБ, 1906; Кропоткин П., Записки революционера, 7 изд., М., 1929; Синегуб С., Записки чайковца, М.—Л., 1929; Корнилова-Мороз А. И., С. Перовская и основание кружка чайковцев, «Каторга и ссылка», М., 1926, № 1; Чарушин Н. А., О далеком прошлом [1878—1895], М., 1931; Тихомиров Л., Воспоминания, М.—Л., 1927; его же, Заговорщики и полиция, М., 1930; Клеменц Д., Из прошлого, М.—Л., 1925; Морозов Н. А., Повести моей жизни, 2 изд., М., 1933; Фроленко М. Ф., Собрание сочинений, т. I—II, 2 изд., М., 1932; Аксельрод П., Пережитое и передуманное, Берлин, 1923.

ЧАЙНОЕ ДЕРЕВО, 1) см. Чай. 2) Неправильное, но очень распространенное название вечнозеленого декоративного кустарника Osmanthus (Olea) fragrans, из сем. маслинных (другое название душистая маслина). Листья супротивные, эллиптические, зубчатые; цветы некрупные, белые, с приятным сильным запахом, собраны в небольшие соцветия в пазухах листьев. Родина — Япония, Китай. Разводятся в комнатах, оранжереях, на Юге (южный Крым, Черноморское побережье Кавказа) — в садах. В Китае цветы Ч. д. подмешивают к чаю для его ароматизации (отсюда вероятно название Ч. д.). Плоды съедобны.

ЧАЙНЫЕ, Camelliaceae (или Theaceae), семейство двудольных раздельнолепестных растений. Содержит ок. 18 родов и приблизительно 200 видов деревьев или кустарников с попеременными, простыми, у многих видов кожистыми и вечнозелеными листьями без прилистников. Цветы правильные, обоеполые, у многих довольно крупные; одиночные или собраны по