Страница:БСЭ-1 Том 61. Ч - Шахт (1934)-1.pdf/48

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

чительные черты империализма в ней находились налицо: 1) необъятные колонии и 2) монопольная прибыль (вследствие монопольного положения на всемирном рынке). В обоих отношениях Англия была тогда исключением среди капиталистических стран, и Энгельс с Марксом, анализируя это исключение, совершенно ясно и определенно указывали связь его с победой (временной) оппортунизма в английском рабочем движении» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 306).

Историческое значение чартизма. Чартистское движение получило самую высокую оценку в работах Маркса, Энгельсу, и Ленина. В «Положении рабочего класса в Англии» Энгельс под непосредственным впечатлением своих наблюдений над Ч. раннего периода подчеркивал громадное значение Ч. как движения всего английского рабоч. класса в целом. «Чартизм,— писал он,— есть концентрированная форма оппозиции против буржуазии… в чартизме против буржуазии поднимается весь рабочий класс, нападая прежде всего на ее политическую мощь, на ту стену законов, которой она себя окружила» (Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 509). Будучи демократическим по своим политическим требованиям, чартизм был глубоко социальным движением. Политическая программа была лишь средством социального освобождения пролетариата. «По существу своему,— писал Энгельс там же,— чартизм есть явление социального характера. Для радикального буржуа „шесть пунктов“ — все и вся, и, в крайнем случае, они должны вызвать еще некоторые реформы конституции; для пролетариата эти „шесть пунктов“ — лишь средство» (там же, стр. 516).

Социализм, освобождение пролетариата из капиталистического рабства, логически вытекает из всей революционной борьбы чартистов. На усвоении чартистами социалистической теории Энгельс поэтому особенно настаивал, как на одном из основных условий для обеспечения победы чартистов. — Маркс в своих статьях о Ч. подчеркивал особенно важность захвата пролетариатом власти и установления пролетарской диктатуры как прямого результата чартистского движения. В одной из статей 1847 он писал: «Как в Англии в организации чартистов, так в Северной Америке в рядах сторонников аграрной реформы рабочие образуют политическую партию, боевым кличем которой ни в коем случае не является: монархия или республика, а {{razr|господство рабочего класса или господство буржуазии» (там же, т. V, стр. 210).

Маркс и Энгельс подчеркивали не раз важнейшее значение Ч. как первой пролетарской партии. В 50-х гг., получив возможность непосредственно влиять на чартистских лидеров (в лице Гарни и Джонса), оба основоположника научного коммунизма со всей решительностью настаивали на реорганизации чартистской партии на «чисто пролетарской основе». Они содействовали Джонсу в разрыве с мелкобуржуазными утопиями О’Коннора (Второе обращение ЦК к Союзу коммунистов, там же, т. VIII, стр. 495). Они указывали Джонсу на фабричные округа как резервуар, откуда должна черпать свои силы реорганизованная, подлинно пролетарская чартистская партия (см. Письмо Маркса к Энгельсу от 24 ноября 1857, там же, т. XXII, стр. 261). В упоминаемом выше письме к Рабочему парламенту 1854 Маркс со всей отчетливостью писал, что «успехи Рабочего парламента будут зависеть главным образом, если не исключительно, от его активности в основном вопросе, а это — не так называемая организация труда, а подлинная организация рабочего класса для борьбы в настоящее время» (там же, т. IX, стр. 261). Ленин, отзываясь о Ч., как «первом широком, действительно массовом, политически-оформленном движении», как о героической революционной эпохе в истории английского пролетариата, связывал новейший подъем английского рабочего движения эпохи империализма с славными традициями чартизма (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 249, т. XVIII, стр. 311, т. XXVII, стр. 294).

Важнейшие источники: Чартистская пресса, особенно «Northern Star» (1837—1852), «People’s Paper» (1852—1858) и др.; из дочартистского периода: «Poor man’s Guardian» и «Political Register», W. Cobbett’a; мемуары Lovett, Cooper, Holyoske и др.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, тт. II, III, V, VII—X, XXI—XXIV, М.—Л., 1929—30 (особенно: Энгельс, Положение рабочего класса, в III томе, и статьи Маркса о чартизме в IX—X тт., см. предметный указатель); высказывания В. И. Ленина см. в его соч., 3 изд., т. II (стр. 480), т. XII (стр. 33), т. XXII (стр. 13—16), т. XXIV (стр. 246—49), т. XXVII (стр. 292—295); Gammage R., History of the Chartism, Newcastle-on-Tyne, 1854 (есть рус. пер.: Гаммедж Р., История чартизма, СПБ, 1907); Тildslеу, Die Entstehung und die ökonomischen Grundsätze der Chartisten-Bewegung, Jena, 1898; Dolléans E., Le Chartisme, v. I—II, P., 1913; Schluter H., Die Chartistenbewegung, B., 1916 (есть рус. пер.: Шлютер Г., Чартистское движение, М., 1925); Beer М., Der britische Sozialismus, B. I—II, Stuttgart, 1920 (есть рус. пер.: Беер М., Современный английский социализм, М., 1923); Hovell M., The chartist movement, Л., 1918; West J., History of the chartist movement, Л., 1920; Slosson P. W., The decline of the chartist movement, N. Y., 1916; Rosenblatt F., The chartist movement, N. Y., 1916; Hammonds J., The age of the chartists, L., 1930; Pотштeйн Ф. А., Очерки по истории рабочего движения в Англии, 2 изд., М.—Л., 1925; его же, Новая литература о чартизме, в кн. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, 2 изд., М.—Л., 1928; Шиллер Ф., Очерки по истории чартистской поэзии, М.—Л., 1933; Семенов В., Маркс и Энгельс и чартизм, «Историк-марксист», М., 1933, № 1. Кроме того имеется большая памфлетная литература эпохи.

ЧАРТОРЫЙСКИЙ (Чарторижский), Адам, князь (1770—1861), польский и российский политич. деятель. После подавления восстания Костюшки был выслан ко двору Екатерины II в качестве заложника (1795). Побывавший до того в Англии и ставший поклонником ее конституционных порядков, Ч. сблизился с наследником, будущим императором Александром I, к-рый уверил его в своем сочувствии делу восстановления Польши. Заняв после вступления Александра I на престол видное положение в качестве члена «негласного комитета» (см.) и позже министра иностранных дел (1804—07), Ч. пытался использовать проводившуюся тогда либеральную политику приспособления к развивающимся капиталистическим отношениям для того, чтобы добиться национального объединения всей Польши (включая ее прусскую и австрийскую части) в форме личной унии конституционного польского королевства с Россией. Ч. являлся представителем интересов части крупного польского магнатства, стремившегося приспособить феодально-крепостнический строй Польши к развивающимся капиталистическим отношениям. Дорожа укреплением русской ориентации влиятельных единомышленников Ч. в Польше (особенно к моменту столкновения с Наполеоном) и в то же время, не желая связывать себе руки в польском вопросе, Александр I вел по отношению к Ч. двуличную политику, сводившую на-нет все его усилия.

Ч. принял весьма активное участие в Венском конгрессе в качестве советника Александра I