Страница:БСЭ-1 Том 61. Ч - Шахт (1934)-2.pdf/1

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ЧЕРНОСЛИВ, сушеная слива венгерка. Венгерка берется в вполне зрелом состоянии и после сортировки бланшируется (обваривается) в кипящем растворе (0, 5%) поташа в течение 10—15 сек. и промывается в воде. Сушка ведется или на солнце (в Калифорнии) или в плодовых сушильнях при температуре 30—35°, с повышением ее до 75—80°. Сушеный Ч. упаковывается в ящики. Для получения высокого качества Ч. подвергается распариванию в автоклаве при 110—115°, отчего он разбухает и кожица делается более блестящей и черной.

Ч. заготовляется также в консервных жестянках путем стерилизации (стерилизованный Ч.), а также в жестянках с заливкой сахарным сиропом (консервы из Ч., приготовляемые в Калифорнии). Производство Ч. за границей имеет развитие: во Франции (Бордо), где получается очень высокого качества Ч. из сорта ажанская слива, в Боснии  — из сорта поегачка, в Калифорнии — из сорта итальянская венгерка (Феленсберг). В СССР производство Ч. ведется на Украине и на Черноморском побережьи Кавказа. Высокого качества Ч. получается в Сочи из итальянской венгерки и ажанской сливы.

Сочинский Ч. крупнее и содержит сахара больше, чем бордоский; он содержит 35, 7—44, 7% инвертного сахара и 1—6, 2% сахарозы.

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ, термин, получивший права гражданства в русской политической и особенно революционной литературе для обозначения всех крайних правых монархических направлений и организаций эпохи революции 1905—07 и периода реакции. Вот как черносотенцев характеризовал Ленин в своей статье «Опыт классификации русских политических партий» осенью 1906 (Соч., т. X, стр. 94): «Черносотенцы образуют последний тип наших политических партий. Они хотят не „конституции 17  — го октября", как г. г. Гучковы, а сохранения и формального, восстановления самодержавия.

В их интересах — вся та грязь, темнота и продажность, которые процветают при всевластии «обожаемого монарха. Их сплачивает бешеная «борьба за привилегии камарильи, за возможность попрежнему грабить, насильничать и затыкать рот всей России». Т. о. понятие Ч., или черносотенные партии, в широком смысле охватывает такие организации, как Союз русского народа, Союз Михаила Архангела, разные монархические союзы, Совет объединенного дворянства (см.) и т. п.

Но, с другой стороны, первоначальный смысл слова черносотенцы (заимствованный от мещанских ополчений времен Московского государства) означал вооруженные боевые дружины монархических организаций, создававшиеся полицией и набиравшиеся из «низов», т. е. из рядов мелкого купечества, мещанства, ремесленников и люмпен-пролетарскихэлементов, а позднее также из студентов  — «академистов», для борьбы против рабочего и революционного движения. Другими словами, если основной классовой силой крайних правых монархических организаций являлись дворянство, крепостники-помещики и высшее духовенство, мобилизовавшие основную массу духовенства в качестве орудия пропаганды и агитации, то б. или м. массовую опору верхи монархических организаций должны были искать в отсталых слоях мелкой буржуазии и босяцких элементов городов, лицах темных профессий и т. п., причем вовлечение этих элементов, паразитических по преимуществу, в черносотенные организации должб. с. э. т. LX1.но было демонстрировать возмущение «народных масс» против революции, их верность самодержавию, а также «единение классов». В этом отношении особую демагогию проявлял Союз русского народа, представлявший из себя по количеству и составу своих рядовых членов наиболее «демократическую» организацию во всем крайнем монархическом лагере. Поэтому так наз. черносотенное движение в узком смысле этого слова, т. е. движение, пытавшееся втянуть мелкобуржуазные, босяцкие элементы и даже отдельные группы отсталых, темных или же деклассированных, развращенных рабочих, связано гл. обр. с Союзом русского народа.

Огромную роль в организации и субсидировании черносотенного движения играло само правительство, особенно департамент полиции, а также агенты секретной и явной полиции на местах. Субсидировались Ч. и частными лицами, причастными к движению. Центральными «идеями» этого движения, его программными лозунгами были «самодержавие, православие и народность», причем великодержавный русский национализм принимал форму боевого антисемитизма по преимуществу, хотя был «направлен также и против всех «инородцев». Вместе с тем в известных кругах Ч. проповедывалось «единение самодержавного царя с народом» в форме совещательной думы, а также борьба против всесильной бюрократии, как якобы средостения между царем и «народом». Впрочем не все черносотенные организации стояли за совещательную думу; дворянская монархическая партия высказывалась даже против законосовещательного земского собора, а в основе борьбы против бюрократии лежал а ненависть помещика«зубра» к малейшим проявлениям «законности», хотя бы в форме упорядоченной, подвергавшейся буржуазным влияниям бюрократии, а также стремление придворной камарильи обеспечить за собой всю полноту власти. Наряду с упомянутыми демагогическими лозунгами, наряду с требованием беспощадных ограничительных мер против евреев и т. д. черносотенные организации прибегали и к другим демагогическим попыткам привлечения на свою сторону крестьян и рабочих. Так например, в избирательной платформе Союза русского народа перед выборами во 2  — ю Гос. думу давались обещания уравнять крестьян с другими сословиями, облегчить покупку крестьянам земли, содействовать переселению крестьян, организовать сельскохозяйственный кредит и т. п., а по отношению к рабочим выдвигались пожелания сокращения рабочего дня, государственного страхования, организации промысловых артелей и т. д.

" Но не в этой социальной демагогии была сущность черносотенного движения, тем более, что все это не шло дальше неопределенных деклараций. В основе программы и тактики Ч. лежала непримиримая, беспощадная борьба с революционным и вообще освободительным движением для охраны крепостнического помещичьего землевладения, дворянских привилегий, сохранения в полной неприкосновенности царского самодержавия и отвлечение с этой целью масс в русло национализма и антисемитизма. После январских дней 1905 движение развернулось в разнообразных формах. В Москве уже в конце января было основано «общество хоругвеносцев», куда входили низшее купечество и темные элементы мещанства и к-рое возглавлялось духовенством и покровительствова12