Страница:БСЭ-1 Том 61. Ч - Шахт (1934)-2.pdf/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Подготовка восстания чехословацких войск развернулась следующим образом. За несколько месяцев до восстания «Национальным советом» были начаты переговоры с Советским правительством о переброске чехословацких войск на французский фронт. Инициатива в этом деле исходила от французского правительства, которое утверждало, что оно намерено использовать чехословацкие войска в борьбе с Германией. Представители Антанты настаивали на том, чтобы они были отправлены не через Мурманск, как раньше предполагалось, а через Владивосток: чехословаки нужны были Антанте в Поволжьи, в Сибири и на Дальнем Востоке, где к этому времени почва для контрреволюции была более благоприятной. Путь на Владивосток кроме того имел огромное стратегическое значение: союзники получали возможность под видом «мирной эвакуации чехословаков» занять всю магистраль Сибирской железной дороги.

. 26 марта Совнарком заключил с русским отделением «Национального совета» формальный договор, по которому чехословакам предоставлялось право ехать во Владивосток в качестве свободных частных граждан, а не в виде войсковых частей. Чехословаки обязывались сдать оружие пензенскому исполкому.

Для несения караульной службы чехословакам разрешалось оставить при каждом эшелоне 168 винтовок и 1 пулемет. Соглашение не было выполнено чехословаками: оружие сдавалось в очень незначительном количестве, бблыпая его часть пряталась и тайно отправлялась на Восток.

В течёние марта чехословацкая армия непрерывно продвигалась в качестве регулярных воинских частей на Владивосток. 4 апреля во Владивостоке высадился японский десант.

В апреле чехословацкие эшелоны направились к Владивостоку, распределившись по всей Сибирской ж. — д. магистрали. В мае они занимали следующие пункты: 1) ген. Чечек занимал район Пензы и Сызрани  — 8.000 чел., 2) Войцеховский — Челябинск  — 8.000 чел., 3) Гайда — Николаевск  — 4.000 чел., 4) Дитерихс — Владивосток  — 14.000 чел. Штаб корпуса и «Национальный совет» находились в Челябинске.

17 мая в Челябинске произошло первое открытое выступление чехословаков. Для Советского правительства было ясно, что соединение японцев и чехословаков может привести к захвату всей Сибири японскими империалистами, поэтому оно поставило вопрос об изменении маршрута эвакуации чехословаков, предложив направить их через Архангельск. Через чешских представителей был возбужден вопрос перед державами Антанты о предоставлении корпусу необходимых судов в Мурманске и в Архангельске, на что и было получено принципиальное согласие Антанты. Однако предложение изменения маршрута было искусно использовано командным составом чехословацкой армии и эсерами для провокации. Рядовой массе солдат истолковывали его как тайное, соглашение Советской республики с Германией с целью потопления чехословацких войск германскими подводными лодками в Северном море. Эсеры, ссылаясь на Брестский мир, изображали перед чехословацкими солдатами большевиков германскими шпионами, к-рые выдадут чехословаков немцам. В силу своих интервенционистских планов Англия и Франция медлили с окончательным решением вопроса об |эвакуации, а чехословацкое командование энергично готовилось к выступлению, продвигая свои силы к важнейшим стратегическим пунктам.

14/V 1918 в Челябинске состоялось совещание представителей «Национального совета», англо-французского командования, представителей сибирских «боевых дружин» (в основном правоэсеровских) и представителей будущего Комуча (см.); на нем был выработан окончательный план организованного вооруженного выступления чехословаков и были намечены главные города и пункты, подлежавшие захвату в первую очередь. По этому плану 26/V были захвачены Челябинск, Николаевск, 27/V — Мариинск, 28 /V  — Нижнеудинск, 29 /V — Канск, Пенза, Сызрань, 31/V — Петропавловск, Томск, 2/VI  — Курган, 7/VI — Омск, 8/VI — Самара.

Ближайшей задачей чехословацкого командования являлось прочно утвердиться на Среднем Поволжьи, на Урале по линии Сибирской магистрали. В дальнейшем имелось в виду установить связь с десантом Антанты на Мурмане и в Архангельске через Екатеринбург  — Пермь — Вятку. Наступление главными силами велось от Самары на Уфу и Челябинск в целях соединения с сибирскими эшелонами чехословаков, 8 июля сибирская и самарская группы чехословаков соединились под Златоустом, закрепив за собой участок Сибирской железной дороги. 25 июля чехословацкие войска и войска «народной» и сибирской армий заняли целиком Самарскую, Уфимскую и Екатеринбургскую губернии. Повсеместно мятежи сопровождались арестами представителей Советской власти, расстрелами большевиков, захватом продовольственных запасов и оружия и созданием контрреволюционных организаций, объявлявших себя местными правительствами (Комуч, Временное Сибирское правительство, Уральское областное правительство и др.).

Основная причина временного успеха Чехословацкого мятежа заключалась в том, что с приближением интервентов и усилением контрреволюционной работы эсеров и меньшевиков среди крестьянства начались колебания. В районе Среднего Поволжья, Урала и Сибири, где вспыхнул Ч. м., кулацкие группы крестьянства, являясь социально-классовой опорой интервенции англо-французских империалистов и эсеровско-белогвардейской контрреволюции, увлекли за собой часть середняков. «Народная» армия Комуча и примыкавшие к ней добровольцы состояли почти сплошь из кулацких сынков и белогвардейского офицерства. Помимо этой основной причины успеха Ч. м. имелись и другие: Красная армия к моменту восстания толькочто начала складываться и в первое время страдала слабостью дисциплины; силы ее к тому же отвлекались на подавление ряда эсеровско-белогвардейских и кулацких восстаний (Ярославль, Рыбинск, Муром, Тамбов) и буржуазно-помещичьей контрреволюции, поднимавшей голову на Дону (Краснов) и Северном Кавказе (Деникин), на борьбу с отрядами Дутова на Урале.

«На чехословацкое восстание, — говорил Ленин 29/VII 1918, — многие сначала смотрели, как на эпизод контрреволюционных бунтов. Мы недостаточно оценивали сведения из газет об участии англ о-французского капитала, об участии англо-французских империалистов в этом восстании... Движение было одним из звеньев. давно рассчитанных на удушение Советской