Страница:БСЭ-1 Том 61. Ч - Шахт (1934)-2.pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

свою независимость, и в этой борьбе горцев чеченцы играли выдающуюся роль, поставляя главные боевые силы и продовольствие для газавата (священной войны). Чечня была «житницей» газавата.

Выдвинувшийся из чеченцев пастух Мансур Ушурма, ставший в качестве имама (см.) во главе организованных сил горцев, вел ожесточенную борьбу с царскими войсками в течение 6 лет (1785—91). В первой половине 19 в. непрерывно велась организованная борьба горцев против царизма под руководством имамов Чечни и Дагестана — Кази-муллы и Гамзатбека; но наибольшей силы борьба достигла в эпоху знаменитого вождя горцев  — Шамиля (1834—59), который, опираясь на широкое народное движение, сумел блестяще организовать длительный отпор царизму не только в силу своих военных талантов, но и в силу проводимых им социально-политических реформ.

Свергнув власть дагестанских князей, к-рых поддерживало царское правительство и к-рые в свою очередь помогали царизму в борьбе с горцами, Шамиль вышел в Чечню с лозунгами объединения народа, независимо от родов («тайпов»), назначая наибов (военно-гражданская власть в округах) из самых низов, и организовал централизованную военно-гражданскую систему власти (см. Шамиль, Имамат). Николаевские генералы после ряда поражений поняли, что путь завоевания горцев лежит через Чечню. Началось методическое вытеснение чеченцев с плоскости путем уничтожения аулов, рубки лесов, устройства крепостей и заселения «освобожденных земель» казачьими . станицами. Народ, разоренный войной, лишенный половины лучших земель, все же не был побежден (1859). В довершение было выселено в Турцию наиболее жизнеспособное население в количестве свыше 20 т. чел., фактически обреченных в большинстве своем на вымирание (1865). Но Чечня волновалась: в 1867 вспыхнуло мощное восстание куата-хаджинцев; Чечня снова восстала в 1877 в связи с Русско-турецкой войной. Восстания влекли за собой жестокие экзекуции и массу жертв, уничтожение аулов, истребление посевов. В промежутках между восстаниями и особенно после 1877 широко развивается абречество (см. Абрек).

Чечня была включена в Российскую империю. «Русский капитализм втягивал таким образом Кавказ в мировое товарное обращение, нивеллировал его местные особенности — остаток старинной патриархальной замкнутости, — создавая себе рынок для своих фабрик» (Ленин). Мануфактура, кожа, чай, сахар, самовар, а вместе с ними и гармошка — стали внедряться в чеченский аул, в к-ром до этого времени господствовали начала родовых отношений («тайпа») и лишь слабо намечались элементы социальной дифференциации. Торговля стимулировала развитие товарно-капиталистических отношений, создавая слои торговцев из среды «крепких» хозяев, которые стали влиятельной силой наряду с духовенством. Систематическая экспроприация горских земель продолжалась и после покорения горцев. Земли чеченцев раздавались казачеству, военным и гражданским чиновникам, участвовавшим в покорении Чечни, кумыкским и кабардинским князьям, частным лицам за «помощь» и «заслуги» при завоевании страны и т. д. С другой стороны, для ослабления покоренных правительство прибегало к переселению наиболеебеспокойных с его точки зрения элементов из малодоступных горных местностей на плоскость, где рус. властям было легче осуществлять надзор за ними. Запрещалось устраивать поселения в Нагорной полосе. Чеченцы окружаются рядом цепей казачьих станиц. В силу постоянных экспроприаций и переселений царит полная неустойчивость поземельных отношений.

Еще законом 14 июня 1888 земельные пространства, не закрепленные за туземным населением, но находившиеся в его законном пользовании, отобраны в ведение министерства государственных имуществ. Вопиющее малоземелье в Ч. а. о. обрекало бедноту на вымирание. По данным, приводимым Е. Максимовым и в статистико-экономическом очерке о Чечне в «Терском сборнике», размеры удобной и полуудобной земли, приходившейся на 1 душу мужского пола в Нагорной полосе Чечни, колебались в среднем от 0, 5—5, 3 дес. С развитием грозненских промыслов появилась группа чеченцев-нефтепромышленников, грозненских домовладельцев и заводчиков. Крестьянская же масса, малоземельная, еще больше обнищавшая в результате русского капиталистического влияния и колонизаторской политики царизма, представляла к 1905 мятежную революционную силу. В 1905 здесь имели место вооруженные попытки захвата казачьих земель и земель «своих» помещиков (насажденных после покорения Чечни царизмом); это вызвало новые экзекуции и высылку сотен семейств в Сибирь. Для «успокоения горцев» царским наместником была создана специальная комиссия по исследованию землепользования в Нагорной полосе Терской области. Работы этой комиссии так и не дождались утверждения, но даже согласно данным этой комиссии в горной Чечне приходилось на хозяйство 1, 2 дес. пахотной земли. В Терской области горцы составляли 2/3 населения и лишь х/3  — казаки; первые же владели меньшим количеством земли, не говоря уже о качестве ее и степени пригодности для сельского хозяйства.

По данным А. Цаликова, приведенным в работе «Кавказ и Поволжье», в 23 аульных обществах Нагорной Чечни на 1 муж. душу приходилось пахотной земли от 0, 1—0, 2 до 0, 4 дес., 0, 5 дес. — в 16 об-вах; 0, 5—0, 9  — в 39 об-вах; 1, 0—1, 9  — в 43 об-вах; 2, 4 дес. — в 7 об-вах. Покосов на 1 муж. душу  — 0, 1—0, 4 дес. — в 23 об-вах; 0, 5  — в 9 об-вах; 0, 6—0, 9  — в 18 об-вах; 1, 0—1, 9  — в 39 об-вах и т. д. Только 10% населения могло прокормиться до революции на этих нищенских наделах, 9/10 были лишними.

Чеченцы платили казачьим верхам и кулачью одной арендной платы свыше 400 тыс. рублей в год. Цифра, также свидетельствующая об исключительном земельном голоде и исключительной эксплоатации, одной из основных причин всех народных движений в Чечне.

Действительное социальное и национальное освобождение чеченцам, как и всем малым угнетенным национальностям, дала лишь Великая Октябрьская революция. Но пока трудящиеся Чечни окончательно не стали на путь Советской власти, им пришлось за бурные 1917—19 гг. пройти ряд этапов от буржуазнонационалистического движения, под руководством «своих» шейхов, кулаков и капиталистов, через практические уроки борьбы с белыми к боевому союзу чеченской бедноты с грозненскими рабочими, в борьбе за Совет-