Страница:БСЭ-1 Том 61. Ч - Шахт (1934)-2.pdf/97

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

В Шатое Шерипов набирал новые силы и вместе с Гикало стал готовить план большого наступления против белых в нескольких местах.

Экспедиции деникинских «освободителей» Чечни от большевиков, уничтожившие по указаниям и при непосредственном участии вождей «Атагинского совета»  — Ибрагима Чуликова и правителя Чечни от Добровольческой армии ген. Алаева — десятки аулов, вызвали новое движение трудящихся Чечни. Но вначале массы стали под знамена «шариата». Движение возглавил небезызвестный в горах шейх-фанатик Узун-хаджи, провозглашенный имамом и эмиром Сев. — Кав. эмирства. В силу создавшейся обстановки Узун-хаджи открыл настоящую войну против деникинских войск, причем вождями советской Чечни — Шериповым и Гикало — ему был предложен своего рода «единый фронт» в этой борьбе против Деникина, при сохранении полной самостоятельности красных частей.

Одновременно они не оставляли и работу по разоблачению социального лица Узун-хаджи.

Движение было настолько серьезно, что деникинцы были вынуждены оттянуть с фронта к Чечне большие силы. Тем временем РВС IX армии (Астрахань) и Кавказским краевым комитетом партии (Тифлис  — Баку) была установлена связь со штабом Гикало-Шерипова: «Штаб повстанческих войск» в Шатое имел связь также с грозненской подпольной организацией.

По мере роста влияния большевистских отрядов массы стали отходить от Узун-хаджи к большевикам; в свою очередь «вожди» узунхаджинского движения стали выявлять свое истинное лицо и наконец под влиянием деникинского провокатора-авантюриста, «великого визиря» «князя Дышпинского» повели политику, явно враждебную большевикам. Последним совместным с красными частями выступлением узун-хаджинцев было их участие в Воздвиженском бою И сентября 1919 с деникинцами, в к-ром был убит Асланбек Шерипов. Контрреволюционное свое лицо узун-хаджинские «вожди» показали во втором Воздвиженском бою 31 января 1920, когда большие силы белых (до 6 т. ч.) повели наступление против Воздвиженки, которую занимал отряд Гикало в 400 чел. Стоявшие по близости в ауле Дуба-юрт части Узун-хаджи по приказанию Дышнинского не двинулись на помощь гикаловцам. Однако в 8  — часовом героическом бою красноармейский гарнизон с помощью чеченцев прорвал фронт и отступил в горы с небольшими потерями (27 чел. убитых и 30 раненых, у белых до 1.000 чел. убитых). А в следующий раз, когда гикаловский отряд шел на помощь грозненским большевикам, решившим поднять вооруженное восстание, узун-хаджинцы обстреляли отряды Гикало и пытались приостановить его движение к Грозному, но тщетно. Движение Узун-хаджи выдохлось, революционно настроенные элементы перешли в лагерь Гикало, в лагерь Советской власти.

В марте 1920 в Чечне окончательно восторжествовала Советская власть. Один из коренных для революционной чеченской бедноты вопросов — земельный — был разрешен в первую’очередь: сотни и тысячи обездоленных горцев с помощью Советского государства были переселены из голых ущелий гор на плодородные земли плоскости. Советская власть дала Чечне автономию, дала письменность, построила десятки новых школ, обучает в техникумах и вузах сотни и тысячи молодых людей из горскойбедноты, вовлекает на промыслы тысячи чеченцев-крестьян, создавая квалифицированные кадры чеченского пролетариата. Чеченская автономная область, преодолевая сопротивление кулацко-мульских элементов, использующих в борьбе пережитки родовых (тайповых) отношений и религиозные предрассудки, успешно справляется с основными задачами, стоящими перед всей страной, — с индустриализацией, с колхозным строительством — и уверенно идет по пути построения социалистического общества (о достижениях в области хозяйственного строительства см. Экономический очерк).

Лит.: Л е н ин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., т. III, 3 изд., М, — Л., 1926; М арке К. и Э нгельс Ф., Сочинения, т. X, М., 1933; Яковлевы. Ф., Вопросы изучения чеченцев и ингушей, Грозный, 1927; ЕрмоловА. П., Письма, Махач-Кала, 1926; Данилевский Н., Кавказ и его горские жители, М., 1846; Вейденбаум Е., Путеводитель по Кавказу, Тифлис, 1888; Сборник сведений о кавказских горцах, вып. 2, изд. Горского Кавказского управления, Тифлис, 1869; Остро горски йМ., Завоевание Кавказа, Петербург, 1880; Берже А. П., Чечня и чеченцы, Тифлис, 1859; ДубровинН., История войны и владычества русских на Кавказе, т. I, СПБ, 1871; Кавказский сборник (под ред. Томкеева), том XXXII, Тифлис, 1912; Покровский М. Н., Внешняя политика (сб. ст.), М., 1918; его ж е, Русская история в самом сжатом очерке, 6 изд., М., 1928; его же, Дипломатия и войны царской России в XIX столетии, М., 1923; Цаликов А., Кавказ и Поволжье, Москва, 1913; ДзагуровГ. А., Переселение, горцев в Турцию, Ростов-Дон, 1925; Васильев Н., Шесть лет [1921—27] (Историч. очерк работы Чеченской организации ВЛКСМ), Грозный, 1927; Тах о-ГодиА., Революция и контрреволюция в Дагестане, Махач-Кала, 1927; М артиросьян Г. К., Социально-экономические основы революционного движения на Тереке, Владикавказ, 1925; Терский календарь на 1914, вып. 23, Владикавказ, 1913; Революция 1905 года на Северном Кавказе (сб. материалов...), Ростов н/Д., 1926; Борисенко И., Советские республики на Северном Кавказе в 1918; Ростов н/Д., 1930; Ошаев X., Очерк начала революционного движения в Чечне, [Грозный, 1928]; Ш ерипов А., Из чеченских песен, Владикавказ, 1918; Авторханов А., К основным вопросам истории Чечни, [Грозный], 1930; Э ш беа Е., Асланбек Шерипов, Грозный, 1927; газ.: «Народная власть» (Владикавказ, 1917—18), «Известия Грозненского совета рабочих и военных депутатов» (1918); журнал «Революция и горец» (Ростов н/Д., 1929—32).

ЧЕЧЕНСКИЙ ТЕАТР, возник из драматической студии в 1931 при активном участии членов партии — чеченцев. Драматическая студия создалась из 40 почти неграмотных горцев. Актеров обучали сценическому искусству одновременно с элементарной грамотой на родном и на русском языках. Первые спектакли Ч. т. ставил в аулах, пользуясь саклями, превращенными в клубы, и на открытых площадках. Эти театральные выступления впервые приучали чеченские трудящиеся массы к восприятию театрального зрелища, до тех пор им недоступного. Первые пьесы театра  — «Макажойский имам» Яндароваи «Красная крепость» (Слхан кала) Саида Бадуева, основного драматурга театра. Бадуев как драматург вырос в связи с возникновением Ч. т. Первый режиссер театра — тюрк Мамед Алили окончил бакинский театральный техникум. Сначала он был не свободен от смешения элементов режиссерских систем Мейерхольда и Таирова, в дальнейшем развитии он усваивает принципы социалистического реализма. Наиболее талантливые актеры театра: Багриманов — трагик, Аскерханов — комик и актрисы — Ася Исаева и Ташу Хаджиева.

ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК, один из коренных языков горского населения сев. — вост. Кавказа. Говорящих на Ч. я. чеченцев (сами себя называют нахчий, а Ч. я. — нахчиин мотт) насчитывается по переписи 1926 ок. 300 т. чел.; подавляющее большинство живет на территории Чеченской