Страница:БСЭ-1 Том 62. Шахта - Ь (1933).pdf/203

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

тический деятель, один из основателей партии вигов. В гражданской войне 1642—48 вначале стоял за короля, но с 1644 перешел на сторону парламента и командовал одним из парламентских отрядов. Ш. осуждал однако казнь Карла 1(см.) и состоял в тайных сношениях с изгнанным королем Карлом II. В 1660 он принимал активное участие в реставрации Стюартов, за что и был вознагражден пэрством; затем в течение ряда лет состоял министром Карла II.

Представитель обуржуазившейся знати, Ш. боролся против крайних реакционеров и возглавлял складывающуюся в парламенте вигекую оппозицию (за что даже был арестован и заключен в Toyер). Став (вторично) главой министерства, Ш. в 1679 провел Habeas corpus act (см.). Потерпев неудачу в борьбе с Яковом II (братом Карла II), который возглавлял крайнюю реакцию, Шефтсбери снова был брошен в Тоуер, а затем бежал в Голландию, где и умер.

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury), Антони Ашли Купер, граф (1671—1713), англ. философ-моралист, оказавший значительное влияние нафранц, философов 18 в. Его мировоззрение сложилось отчасти под влиянием Локка (см.) и деистов; заметно также влияние на него неоплатонизма.

Стремясь освободить нравственность от религиозной опеки, Ш. пытается освободить ее также и от всякой естественной и социальной зависимости. В основе душевной жизни человека и животных лежат два стремления — стремление к физическому самосохранению и стремление к сохранению рода. Кроме того, в отличие от животных, человеку прирождено нравственное чувство, способность ставить высшие, нравственные цели и энтузиазм в достижении этих целей. Высшая добродетель состоит в стремлении ко всеобщему благу, хотя бы и ценою подавления себялюбивых желаний. Восхваляя энтузиазм как движущую силу нравственного совершенствования, III. видел в нем также источник религиозных верований. В этом он отличается от англ. деистов и франц. атеистов, к-рые в своем большинстве рассматривали всякую историческую религию как обман со стороны правителей и духовенства. Ш. стремится так. обр. реформировать и рационально обосновать религию, отбрасывая такие стороны ее, как вера в загробные награды и наказания, суеверие, фанатизм и пр. Он различал хорошую, и следовательно настоящую, и другую — ложную религии, причем критерием здесь является этическая и отчасти эстетическая оценка.

Ш. не отвергает историческое христианство, но пытается очистить его в духе своего нравственного учения, восставая против закостенелости цёрковных форм и обрядов. Особенно обличается им католицизм. С точки зрения разума он подвергает довольно резкой критике т. н. священное писание. Его критика иудейства и ветхого завета однако сильнее, чем критика христианства и нового завета. Учение Ш. для Англии того времени было консервативным, соответствуя стабилизации буржуазных отношений, с одной стороны, и отражая упадочнические настроения высшего дворянства — с другой.

Из сочинений Ш. наиболее известны: Enquiry concerning virtue and merit (Опыт о добродетели и заслуге); Characteristics of men, manners, opinions, times (Характеристики людей, нравов, мнений, времен), переводившиеся на многие языки, поел. изд. — 3 vis, L., 1869; Several letters written by a noble Lord to a young man at the University, L., 1716.

Лит.: Gizycki Or., v., Die Philosophic Shaftesbury’s, Lpz. — Heidelberg, 1876.ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury), Антони Ашли Купер, граф (1801—85), английский политический деятель, тори, один из представителей «феодального социализма», которые в борьбе против наступавшей промышленной буржуазии пытались опереться на промышленный пролетариат.

Ш., этот «ханжески филантропический аристократ» (Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 96), ожесточенно боролся в парламенте (членом к-рого он состоял в 1826—51) против буржуазных реформ и вместе с другими тори «специализировался» на фабричном законодательстве, будучи инициатором ряда биллей об ограничении жёйского и детского труда и в частности знаменитого закона о десятичасовом дне (1847). Эти законы должны были привлечь к тори «народные симпатии и заодно приостановить быстрый рост социального и политич. могущества промышленников» (Энгельс, там же, стр. 98). Маркс и Энгельс не раз предостерегали рабочих от союза с представителями этого реакционного направления.

Лит.: Hammond J. L. and Barbara, Lord Shaftesbury, L., 1932; Вreadу J. W., Lord Shaftesbury and social industrial progress, L., 1929.

.. ШЕФФЕЛЬ, старинная мера сыпучих тел в Германии и Дании, равная Vs wtШЕФФЕНЫ, представители от населения (в Германии) в качестве судебных заседателей.

В эпоху феодализма, при сосредоточении политической и судебной власти в руках феодала, судебная деятельность общины осуществлялась представителем феодала. Материальное и процессуальное право существовало не в виде писаных законов, а определялось местными обычаями. По древнегерманскому праву допускалось избрание «почетных стариков», в задачу к-рых входило знакомить представителя феодала с местными обычаями и следить за их соблюдением при разборе судебных дел. Ш. были не постоянно, а временно действующим институтом.

На совершенно иной основе он восстанавливается в 50  — х гг. 19 в. По германским законам этого времени и последующих лет Ш. допускались только в участковых судах. Ш. могли быть все граждане в возрасте от 25 лет, проживавшие в данном месте не менее 2 лет и не пользовавшиеся в течение 3 лет для себя и для семьи помощью от общественной кассы для бедных.

Правоспособность быть Ш. прекращалась по уголовному приговору или по судебному определению об ограничении имущественной дееспособности и т. д. От обязанностей Ш. освобождались лица, доказавшие, что они не имеют средства для покрытия расходов, связанных с исполнением обязанностей Ш. Для избрания Ш. ежегодно в каждой общине составлялась комиссия под председательством участкового судьи, представителя местной администрации и 7 выбранных общиной «доверенных лиц».

Существующее положение о германском суде ничего существенного не внесло в институт шеффенов по сравнению с дореволюционным временем. В отличие от присяжных заседателей, являющихся лишь «судьями факта» и могущими выносить лишь вердикт о виновности в совершении преступления, Ш. выносят приговор в полном его объеме, определяя вместе с председательствующим «коронным судьей» не только факт совершения преступления и виновность подсудимого, но и размер назначаемого в приговоре наказания и, более того, участвуя в разрешении почти всех процессуальных вопросов. — Демократии, по своей форме ин-