Страница:БСЭ-1 Том 62. Шахта - Ь (1933).pdf/322

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

реформационное движение, видя возможность поправить свои дела за счет конфискации земель католической церкви, составлявшей самое мощное звено в феодальной системе. Совместными действиями дворян и горожан представители католической реакции были удалены (убийство епископа Битона в 1546, свержение регентши Марии Гиз в 1559, позднее  — Марии Стюарт в 1567), в 1560 установлены основы пресвитерианской церкви, ставшей теперь господствующей, и реорганизован парламент путем удаления из него большей части духовенства и увеличения значения представителей городов. "Хотя экономическое влияние буржуазии и укрепилось (в 1578 была формально признана существовавшая с 1533 «Конвенция королевских бургов», ведавшая вопросами торговли, промышленности и отчасти финансов), но благодаря ее политической слабости и отсутствию широкой базы для движения руководство реформацией попало в руки передового дворянства, которое овладело большинством земельных богатств католической церкви, перешедшим первоначально к короне (распределение земель 1561—62 и 1587).

С конфискацией церковных земель в Ш. проникали новые формы землевладения, более соответствующие растущим буржуазным отношениям, именно — замена краткосрочного вассального дворянского держания особой формой наследственного держания. Секуляризация церковных земель сопровождалась обезземелением части крестьянства. С начала 17 века наблюдается увеличение товарности хозяйства, особенно скотоводства, борьба землевладельцев за прогрессивно растущую ренту и сокращение сроков аренды крестьянских участков. Иногда новые отношения консервировали мелкое феодальное производство, как например откупная аренда: откупщик-арендатор (tacksman) обязывался уплачивать увеличенную ренту лорду, но сам не заводил крупного хозяйства, а сдавал землю субарендаторам (большей частью крестьянам), к-рые к тому же были отягчены военной повинностью в пользу лорда. Часть феодального дворянства не сумела перестроить свое хозяйство в соответствии с ростом товарных отношений, деградировала, попадала в лапы ростовщиков и утрачивала свои владения, переходившие в руки буржуазии.

С разгромом католической церкви и фрондирующей феодальной аристократии позиции королевской власти упрочились, а после «слияния корон» (в 1603 Яков VI занял англ. престол под именем Якова I) абсолютизм пытался проводить политику защиты интересов дворянской аристократии против притязаний среднего и низшего дворянства и буржуазии. Это проявилось не только в передаче церковных земель и десятины «новой» и части старой аристократии и в ограничении прав парламента (передача выборов «лордов статей», т. е. правительственного совета, в руки королевских ставленников), но и в стремлении руководить церковными делами, свести на-нет «республиканский» церковный строй, ввести порядки, близкие к англиканству, в преследовании пресвитерианского духовенства.

Недовольство среднего и низшего дворянства и буржуазии особенно возросло, когда сын Якова VI, Карл I, актом о ревокации (1626) присоединил к короне все отчужденные после реформации земли, ввел в 1636 епископат и запретил пресвитерианскую литургию.

604.

23 июня 1637 произошло в Эдинбурге восстание, брожение распространилось по всей стране, фактически власть перешла в руки сословного представительства — парламента, руководимого дворянством, которое отменило все указы короля, восстановило пресвитерианскую церковь, а также и все права владельцев церковных земель. Движение было облечено в форму Ковенанта, т. е. клятвенного соглашения. Попытка Карла подавить движение ковенантеров силой англ. оружия (Епископская война 1639 и война 1640) кончилась разгромом англ. армии и принятием Карлом всех условий ковенантеров (1641), что означало отмену абсолютизма в Ш. И в Англии в рядах англ. войск пропаганда ковенантеров находила многих сочувствующих, форсируя так. обр. назревающую англ. революцию. Движение ковенантеров охватило почти все дворянстве (за исключением дворян с.-з. Ш., во главе с Гентли), буржуазию и городскую демократию.

Вскоре в рядах ковенантеров образовались две партии  — левая во главе с маркизом ^Аргайл ем, защищавшая интересы городской буржуазии и предпринимательского дворянства, и правая во главе с маркизом Монтрозом, защищавшая феодальное дворянство и стремившаяся к компромиссу с королем. Введение новых тарифов, установленных в пользу буржуазии, и претензии на власть со стороны Генеральной ассамблеи церкви, ставшей вскоре вторым парламентом, выполнявшим волю гл. образом буржуазии, имели следствием разрыв между двумя группами ковенантеров. Начавшаяся в Англии гражданская война перекинулась и в Ш., причем Монтроз выступал сторонником короля, но был разбит (1645); передовая часть дворянства при поддержке городов целиком захватила власть в стране. Бежавший в Ш. Карл I был (за вознаграждение в 400 т. ф. ст.) выдан Долгому парламенту. Однако партия передового дворянства и буржуазии, выступая под флагом пресвитерианства, была против дальнейшего углубления революции, а отколовшиеся вскоре от нее демократические слои, представленные протесторами (protestors) были слишком слабы и не были в состоянии бороться за свой республиканский идеал «царства божьего на земле». Ведущая роль осталась за дворянством и буржуазией, которые выступили против индепендентской армии, а после разгрома при Данбаре (1650> приняли к себе королем Карла II, подписавшего ковенант. Разгром шотландской армии при Вуётере привел к бегству Карла II и к присоединению Ш. к Англии.

При протекторате были отменены феодальные вассальные платежи, военная повинность вассального дворянства (1652), установлена свободная торговля, равенство в правах буржуазии и дворянства и введена веротерпимость; вместе с тем шотландский парламент и Генеральная ассамблея были уничтожены. Противники англ. правительства массами ссылались, их земли конфисковались. Шотландское' дворянство (и отчасти даже буржуазия, лишенная возможности влиять через местныеучреждения на шотландские дела и ущемленная конкуренцией английского капитала) было недовольно режимом протектората. Но реставрация вернула прежнюю власть дворянству, которое аннулировало ковенант, восстановило епископат, подвергало репрессиям пресвитериан и проводило жестокий террор против