Страница:БСЭ-1 Том 62. Шахта - Ь (1933).pdf/376

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ШТРАФЫ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ — ШТРЕЗЕМ АН

роны рабочих.; Так, одной из причин большой забастовки железнодорожников на Великой Индийской ж. д. в 1930 было применение Ш. Во Франции в феврале 1932 принят закон, легализующий систему Ш. На основе его предприниматели вводят Ш. «за отсутствие без разрешения», «за нарушение криком или жестами тишины во время работы», за «непочтительное отношение к конторскому персоналу» и т. д. Многие забастовки 1932 во . Франции вызваны тоже введением Ш. Реформисты, формально протестуя против Ш., фактически, срывая борьбу рабочих, санкционируют их.

. Какое важное значение получает борьба рабочих против системы Ш. показывает тот факт,. что одной из первых работ в революционной деятельности Ленина была брошюра «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах» (1895). В ней Ленин, доказывая, что «штрафы означают порабощение рабочих капиталистом, означают, что рабочие представляют из себя низший, подневольный класс, осужденный на всю жизнь работать на капиталистов и создавать их богатство, получая за это гроши», — дает прекрасный пример сочетания борьбы за повседневные нужды рабочих с борьбой за конечную цель рабочего движения. Объясняя издание закона 1886, Ленин писал, что «рабочие должны добиваться того, чтобы им было дано по закону право выбирать депутатов (выборных), которые бы следили за поступлением штрафов в штрафной капитал, принимали и проверяли заявления рабочих о выдаче пособий, давали отчет рабочим о состоянии штрафного капитала и расходовании его», а «когда такой закон, такие правила будут применяться, когда рабочие ознакомятся с ними и начнут узнавать из своих столкновений с начальством о том, как притесняет их закон...», тогда они «увидят, что им остается только одно средство для своей защиты — соединиться вместе для борьбы о фабрикантами и с теми несправедливыми порядками, которые установлены законом».

'; 'Лит.: Ленин В. И., Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах, Соч., т. I, 2 изд., М. — Л., 1926, стр. 363—98; его же, Сочинения, т. XVI, 2 изд., М. — Л., 1930 (см. — ст. ст. «Язык цифр» и «Стачки металлистов в 1912 году»); ВеббБ. и С., История тред-юнионизма, вып. 1—4, М., 1924—25; Шеетаков А., Очерки по истории наемного труда в сельском хозяйстве России, Москва, 1924; Морозовская стачка 1885 (Материалы по истории рабочего движения под редакцией А. Лозовского), издание Центрархива, Москва, 1, 925; Pariser Kommune 1871 (Berichte und Dokumente...), Berlin, 1931. м. Войткевич.

ШТРАФЫ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, или ш т р аф~ы, налагаемые в административном порядке, являются одним из основных видов административных "взысканий. В отличие от штрафов уголовных Ш. а. налагаются за такие нарушения требований закона и обязательных постановлений ведомств или местных исполкомов и советов, которые не содержат признаков преступлений, преследуемых в уголовном порядке, и не подлежат в виду этого рассмотрению судебных органов. р Простота применения Ш. а. как меры взыскания, не требующей особых формальностей наряду с возможностью быстро реагировать на нарушения, обеспечила за Ш. а. широкую область применения в буржуазных странах.

Распространению этой меры не мало способствовало и то обстоятельство, что Ш. а. особенно чувствительны для неимущих слоев населения и сравнительно легки для буржуазии.В дореволюционной России, жившей под гнетом мер усиленной и чрезвычайной охраны, Ш. а. широко использовались как средство борьбы с «крамолой», особенно по отношению к печати и издательствам.

В Советском государстве Ш. а. коренным образом меняют свой характер, превращаясь из меры полицейского произвола в мощное дисциплинирующее средство, используемое при проведении массовых практических мероприятий в различных областях социалистического строительства, в частности напр. при проведении хлебозаготовительной кампании, внедрении агроминимума, борьбе с хищническим убоем скота и лошадей, осуществлении всеобуча и др.

Наряду с соблюдением начала революционной законности другой весьма важной предпосылкой правильного осуществления штрафной политики является твердое проведение при наложении Ш. а. классовой линии и индивидуальный подход к нарушителю. Эти моменты четко отражены в положении об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений, утвержденном ВЦИК и СНК РСФСР 30 марта 1931 (С. У. РСФСР 1931. № 17, ст. 186): «при определении вида и размера взыскания (указывается в положении) орган, его применяющий, должен учитывать классовую принадлежность, материальное положение нарушителя, степень его сознательности, а также характер совершенного нарушения». «Все острие административной репрессии, — подчеркивает циркуляр ГУРКМот 27 июля 1931, — должно быть направлено в основном против классово-враждебных элементов». Проводя систематическую борьбу с искажениями в области наложения административных штрафов, сов. законодательство вместе с тем в целях введения штрафной политики в определенные рамки подробно регламентирует условия и порядок наложения Ш. а., различая при этом штрафы: 1) особо предусмотренные законом; 2) взимаемые за нарушение ведомственных постановлений и 3) взимаемые за нарушения обязательных постановлений местных исполкомов и советов.

С. Бродович.

ШТРЁБЕЛЬ (Strobel), Гейнрих (род. 1869), германский с. — д. Журналист по профессии, член прусского ландтага (1908—18) Ш. был в момент объявления империалистской войны членом редколлегии «Форвертса» и опубликовал вместе с Эйснером (см.) и др. декларацию против войны. В дальнейшем занял в прусской фракции позицию на левом фланге, вступил в независимую социалистич. партию и в качестве ее представителя стал в ноябре 1918 членом прусского правительства. В 1919 вернулся в ряды с. — д. партии, из которой в 1931 вышел вместе с Розенфельдом и Зейдевицем. С 1922  — депутат рейхстага. Типичный колеблющийся «левый» c. — д., неоднократно выступавший с резкими нападками на СССР.

ШТРЕЗЕМАН (Stresemann), Густав (1878—1929), герм. политический деятель. Род. в Берлине в мелкобуржуазной семье. Получив юридическое образование, Ш. начал свою карьеру с должности синдика, т. е. поверенного, союза шоколадных фабрикантов (1901—03), затем стал синдиком же саксонского союза промышленников, что открыло ему доступ в национал-либеральную партию, где он благодаря блестящему ораторскому таланту и божяпой работоспособности быстро сделался одним из