Страница:БСЭ-1 Том 62. Шахта - Ь (1933).pdf/86

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

нии унии с Норвегией, что он в силах помешать войне. Наряду с борьбой против снижения зарплаты рабочие требовали всеобщего избирательного права и ликвидации ряда реакционных законов против стачек и рабочих организаций. Революционный подъем в массах, особенно после 1905, заставил буржуазию маневрировать и обещать широкие демократические реформы. Шведская буржуазия нашла своего Ллойд Джорджа в лице лидера либералов Карла Стаафа (1860—1915). Он развил безудержную демагогию об общности интересов труда и капитала, щедро давая обещания реформировать конституцию, сократить расходы па армию, отменить законы против стачек и т. д. На эту либеральную удочку клюнули руководители с. — д. во главе с Брантингом. С. — д. партия фактически стала прихвостнем и подпевалой либеральной демагогии. Во второй палате образовался блок из либералов и социал-демократов. В связи с нарастанием революционного подъема в 1911—14 либералы во главе с Стаафом выступили в качестве громоотвода революционного брожения масс. «Левый блок» получил на выборах 1911 подавляющее большинство во второй палате (101 либерал, 61 с. — д. против 65 консерваторов). Новое либеральное министерство Стаафа обещало массам ряд социальных реформ, вовсе не собираясь конечно проводить их на деле.

Отмена законов, направленных против рабочих организаций, даже не была предложена либеральным министерством. Закон о пенсиях на случай старости был принят в 1913, но в таком урезанном виде, что . вызвал мало радости среди рабочих, к-рые сами должны были делать взносы в страховой фонд, за исключением небольшой суммы от государства. Полное избирательное право, включая женщин, так и не было проведено.

Так. обр. в начале 20 в. произошел решительный сдвиг в соотношении классовых сил Ш.

Начавшаяся с 70  — х гг. индустриализация вывела Ш. на международный рынок с продуктами своей пром-сти, втягивая ее в орбиту международных коалиций. Связанная экспортом своей руды с германской пром-стью (из 6.439.750 m руды, добытой в 1913, 4.977.395 m было экспортировано в Германию), Швеция, начиная с 80  — х гг. прошлого столетия, склоняется к коалиции центральных держав. Но валютная уния с Норвегией (в 1875) и Данией (в 1873), остатки скандинавизма, ориентирующегося на Англию, и сильное пацифистское течение среди мелкой буржуазии, а отчасти и рабочего класса — являлись все же нек-рым противодействием развитию германофильских тенденций. С другой стороны, «историческая ненависть» к России, искусственно питаемая в школах буржуазией, все время крепла в процессе подготовки к империалистской войне. Особенно усилилась эта агитация после разрыва унии с Норвегией.

Втянутая в орбиту коалиции центральных держав, Ш. должна, была выдвинуть на первый план вопрос о подготовке к войне. Отказ либералов и с. — д. дать новые десятки миллионов на строительство флота вызвал острый конфликт среди господствующих классов. Консерваторы, ориентирующиеся на Германию, требовали усиленного морского строительства. Министерство Стаафа, выражая настроения англофильски настроенных кругов буржуазии, приостановило постройку броненосца, что привело к конфликту между второй и первой палатами. Консерва 150

торы подняли бешеную кампанию в пользу усиления обороноспособности и активизации шведской армии и флота. В 1912 добровольная подписка на постройку новых броненосцев дала большие средства. Зимой 1913—14 вопрос о реформе армии и расходах на военнсе ведомство приобрел особую остроту. Реакционными кругами была организована 6/П 1914 патриотическая демонстрация (bondetaget) 30 т. крестьян у стен королевского дворца. Король Густав V стал всецело на сторону милитаристов. Министерство Стаафа подало в отставку.

Новое министерство (1914—17) во главе с вождем консерваторов-активистов Яльмаром Хаммершельдом распустило вторую палату. Новые выборы весной 1914 дали большинство (хотя и меньшее, чем прежде) левым (71 либерал и 73 c. — д.), тем не менее король снова оставил у власти консервативное министерство под предлогом необходимости вооружений для отстаивания нейтралитета Ш. Когда, началась империалистская война, то оппозиционность не только либералов, но. и с. — д. сменилась проповедью национального единения. 2августа 1914 вождьс. — д.

Яльмар Братинг послал реакционному правительству следующую телеграмму: «Собрание. социал-демократических избирателей в местечке Чисе, созванное для оказания поддержки политике реформ, проводимой рабочей партией, уверяет правительство, посколько оно при теперешнем мировом положении озабочено сохранением до крайних пределов нейтралитета Ш., что оно в этом отношении может рассчитывать на полное доверие сцлоченного воедино народа». Образовался «единый национальный фронт», включая и социал-демократию, которая теперь открыто переходит на сторону буржуазии.

Военный и послевоенный период.

Ш. встретила империалист, войну, как промышленная страна: к этому времени уже более 50% всего шведского населения было занято в промышленности и торговле, городское же население составляло26, 81 %. 3а первое место во внешней торговле Ш. шла упорная борьба между Германией и Англией, причем Англия являлась главным потребителем шведской лесной промышленности, Германия  — рудодобывающей.

Громадную роль в политической позицииШ. сыграло также и то обстоятельство, что шведская металлургическая пром-сть находилась в полной зависимости от ввоза англ. угля. В 1913 из Англии угля и кокса было вывезено в Ш.

4.916 тыс. т, из Германии всего лишь 431 тыс. т.

Выступлению Ш. в империалистской войне на стороне центральных держав сильно мешала Норвегия, торгово-промышленные интересы которой, всецело были связаны с Англией. В декабре 1914 в г. Мальмо между Ш., Норвегией и Данией был заключен договор о согласовании общей нейтральной политики на случай войны. Являясь во время войны не только главным транзитным пунктом для воюющих держав, но и поставщиком товаров, Ш. переживала период высокой конъюнктуры. Свои пищевые ресурсы Ш. предоставила Германии, свою же металлургическую пром-сть она перестроила для удовлетворения военных потребностей всех воюющих стран. В страну начался приток золота, развивалась чудовищная спекуляция. Акционерные общества росли, как грибы. За один лишь 1916 таких обществ было организовано свыше 2 т. Консервативное министерство Хаммершельда, поддерживаемое воен-