Страница:БСЭ-1 Том 63. Э - Электрофон (1933).pdf/173

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

силу» в эпоху империализма. «На пороге XX века, — пишет Ленин, — мы видим образование иного рода монополий (вместо прежней монополии Англии как «мастерской мира». — И. М.): во-первых, монополистических союзов капиталистов во всех странах развитого капитализма; во-вторых, монополистического положения немногих богатейших стран, в которых накопление капитала достигло гигантских размеров.

Возник громадный „избыток капитала" в передовьйс странах» (Лени н, Соч., т. XIX, стр. 120).

Сосредоточение этого избытка капитала в руках капиталистич. монополий, вернее в руках финансового капитала, дальнейшее углубление неравномерного развития и усиление расхождения между органическим составом капитала и нормой эксплоатации различных стран создают возможности прибыльного его использования'и становятся важнейшими факторами, способствующими форсированию Э. к.

Необходимость Э. к. (накопление «избыточного капитала» и стремление к его прибыльному использованию) тесно связана со всеми условиями господства капиталистич.’ монополий. Высокие монопольные* цены и извлечение монопольной сверхприбыли, сокращение емкости внутреннего рынка и возрастающие массы относительного перепроизводства капитала, рост таможенных пошлин,' ограничение возможностей экспорта товаров и, наоборот, облегчение условий Э. к. — все это ведет, с одной стороны, к образованию больших «избытков» капитала внутри отдельных стран, а с другой, — к необходимости его экспорта. Будучи сосредоточен в руках капиталистических монополий, избыточный капитал вывозится ими за границу.

В эпоху империализма Э. к. совершается с целью извлечения высокой монополистич. сверхприбыли. Капиталистические монополии в своей экономической деятельности добиваются не обычной средней нормы прибыли, а монополистической сверхприбыли, к чему они также стремятся и при Э. к. «Вывоз капитала, — пишет Ленин, — дает доход 8—10 млрд, франков в год, по довоенным ценам и по довоенной буржуазной статистике. Теперь, конечно, много больше. Понятно, что из такой гигантской сверхприбыли (ибо она получается сверх той прибыли, которую капиталисты выжимают из рабочих „своей" страны) можно подкупать рабочих вождей...» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 77). Эта же возможность объективно создается для монополистич. капитализма тем, что в тех отсталых странах, куда вывозимый капитал предпочтительно направляется, «прибыль обычно высока, ибо капиталов мало, цена земли сравнительно невелика, заработная плата низка, сырые материалы дешевы» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 120).

Борьбу за монополистическую сверхприбыль при Э. к. не нужно однако понимать упрощенно. Э. к. в руках монополий является мощным орудием для борьбы за раздел и передел мира, за овладение новыми источниками сырья, новыми рынками сбыта, новыми стратегическими путями и т.. д. И если извлечение сверхприбыли часто не выступает в явной и прямой форме, то в скрытом виде и как конечная цель сверхприбыль при Э. к. фигурирует всегда. Другими словами, Э. к. связан со всей монополистической политикой финансового капитала и только в связи и под углом зрения политики последнего могут также быть понятыи более конкретные цели Э. к. (см. Империализм, гл. Ill, Экспорт капитала).

Э. к., получающий преобладающее значение в эпоху империализма, однако не только не сокращает вывоза товаров, но, наоборот, значительно его расширяет. Это объясняется тем, что каждая страна, к-рая экспортирует капитал, во-первых, старается при посредстве связывающих ее с импортирующей страной золотых уз закрепить за собой рынок сбыта последней. Во-вторых, не говоря уже о том, что Э. к. расширяет возможности сбыта товаров (потому что импорт капитала в любую страну означает обычно повышение спроса на новые товары — все равно идут ли они из капиталоэкспортирующей страны или из других стран), — Э. к. для промышленных и военных целей, а также при открытии филиалов отдельных фирм всегда связан с усиленным вывозом товаров. Все это имеет своим последствием то, что рост вывоза товаров двигается по кривой вверх параллельно вывозу капитала (данные см. Империализм, гл. III, Экспорт капитала).

Доходы от Э. к. возрастают настолько быстро, что в ряде стран (напр. в Англии до войны, в нек-рой части — в САСШ после войны) последующие инвестиции капитала оказываются лишь частью ежегодных поступлений по прежде вывезенному капиталу. Это увеличивает импорт сырья и ввоз товаров из других стран в страну экспорта капитала, приводит к росту ее богатства и мощи, но это является также причиной ее быстрого загнивания и «паразитизма в квадрате». Создается именно та картина, которую Ленин и Сталин охарактеризовали как всемирную систему финансового порабощения и колониального угнетения горстью «передовых» стран гигантского большинства населения земли.

Ш. Марков.

III. История и современные размеры Э. к.

Э. к. достигает своего гигантского развития только в эпоху империализма, особенно в 20 в.

Однако отдельные случаи Э. к. имели место уже два — три столетия тому назад, а к середине 19 в. Э. к. приобрел характер ясно обозначившегося процесса, хотя Э. к., относящийся к эпохе домонополистич. капитализма, образует не более чем предисториюсовременногоЭ. к.

Точность, с к-рой могут быть определены размеры Э. к., находится в зависимости от «осязательности» и доступности для наблюдения отдельных видов экспортируемого капитала. Статистически легче всего учесть внешние займы (выпуск которых производится публично), труднее — непосредственное капиталовложение капиталистов и капиталистических групп за границей. Только там, где акц. об-ва обязываются законом давать сведения о своих участиях в других акц. об-вах, можно составить себе частичное представление о такого рода заграничных инвестициях.

В повседневной литературе об Э. к. в качестве показателя последнего берется обыкновенно движение иностранных эмиссий на рынках соответствующих стран. Однако значение эмйссий как показателя весьма приблизительно и условно. Во-первых, этот показатель отражает движение не всего Э. к., а лишь одной его части, оставляя совершенно в стороне т. н. «непосредственные вложения» и участие в иностранных предприятиях. Во-вторых, подписка на объявленные выпуски может быть покрыта как капиталистами данной страны, так и гражданами других стран, в т. ч. капиталистами страны импорта капитала. В-третьих, учитывается обыкновенно вся объявленная к выпуску сумма, хотя не вся она непременно расписывается. А если и расписывается, то это вовсе не свидетельствует непременно о накоплении нового капитала, ищущего приложения.

Возможно и такое положение, что какое-нибудь Уже существующее иностранное частное предприятие преобразуется в акционерную компанию или что какие-нибудь тресты и концерны образуют дочерние предприятия, что может привести к дублированию одних и тех же величин в статистическом учете. В-четвертых, бумажные ценности после, их выпуска на каком-либо рынке кочуют затем из страны в