Страница:БСЭ-1 Том 63. Э - Электрофон (1933).pdf/295

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

3. Б., Освещение промышленных предприятий, Москва  — Ленинград, 1931. — По железнодорожному освещению: Шиманский С. В., Освещение железнодорожных поездов, м., s. а.

Б. Переверзев.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ, часть материального пространства, в которой действуют электрические силы. В каждой точке электрического поля мы представляем себе приложенным некоторый вектор J57, изображающий ту силу, которая действовала бы на единичный электрический заряд, помещенный в эту точку. Название этого вектора в русской терминологии не является строго установившимся. Часто его называют силой поля, иногда — интенсивностью или напряжением поля (последний термин является особенно неудачным, т. к. легко может привести к смешению с совершенно иной величиной  — электрическим напряжением, см.). В последнее время все прочнее устанавливается для вектора JE7 название напряженность поля, которое и принято в Б. С. Э. См. Силовое поле, Электричество.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Содержание:

I. Историческое введение и общий обзор................. 561 II. Основные законы теории Э. в отсутствии диэлектриков и магнетиков ...... * . *............ 583 III. Электромагнитное поле в диэлектриках и магнетиках ........................................Электричество в самом общем значении особая форма движения материи. В более узком смысле слова под словом Э. понимается как электрический заряд, так и в более широком смысле вся совокупность электрических явлений, в к-рых проявляется существование, движение и взаимодействие электрических зарядов. Явления эти столь многообразны и универсальны, что краткая характеристика их представляется весьма затруднительной. Самое содержание, вкладываемое в термин Э., испытывало в процессе развития физики и техники весьма глубокие изменения.

I. Историческое введение и общий обзор.

История развития электричества представляет особый интерес для изучения. Электрическая теория, овладевшая в настоящее время всей физикой и связавшая воедино прежде разрозненные области, развивается чрезвычайно своеобразно. Электрич. и магнитные явления наблюдают еще в глубокой древности, однако развитие электричества не делает никаких успехов вплоть до 17 в., а к началу 18 в. представляет громадное количество несистематизированных фактов и противоречивых гипотез. Исторически первые сведения об Э. сводились к тому, что наэлектризованные трением тела [напр. янтарь, от греч. названия к-рого — электрон (еlectio п) — и был произведен Гильбертом в 1600 термин Э.] притягивают к себе другие легкие тела.

В сущности развитие электричества и магнитизма начинается работами Гильберта. Гильберт, как и вообще все физики 17 в., больше занимается магнитизмом, преимущественно земным магнитизмом, т. к. со времен путешествий Колумба вопрос об определении широты местности по магнитному наклонению привлекает большой интерес. Но работы Гильберта имеют не только прикладной характер. Он исследует вопрос о тяготении и хочет обосновать магнитным притяжением вращение земли вокруг солнца. Какое значение это имело для современников, можно судить по отзыву Галилея о Гильберте, который он дает в своем диалоге о двух системах мира.Гильберт впервые дает характеристику различий электрического и магнитного притяжения^ После Гильберта вопросами электричества занимается например Герике, который устраивает электрическую машину, служащую прообразом электрических машин 17 в. Он открыл явлениеэлектрического отталкивания. В 18 в. было установлено, что действия наэлектризованных тел объясняются взаимным притяжением и отталкиванием электрических зарядов, находящихся на телах. Дю-Фей (1733) и Франклин (1747> установили, что качественно электрические заряды бывают двух родов: заряды одного и того* же рода взаимно отталкиваются, заряды разного рода притягиваются. Эти различного рода заряды были условно названы зарядами положительными и зарядами отрицательными. Количественной же мерой величины заряда может' служить сила, с к-рой он действует на какойлибо другой пробный заряд при одних и те же условиях (то же расстояние между зарядами,, та же промежуточная среда). Сила, испытываемая пробным зарядом, прямо пропорциональна величине действующего на него заряда.

Кавендиш (1773) и Кулон (1785) установили,, что сила взаимодействия F двух зарядов и q 2 обратно пропорциональна квадрату расстояния R между этими зарядами, т. е. что при надлежащем выборе единиц измерения F= (1> Впоследствии Фарадеем было показано (1838) что эта формула усложняется, если заряды находятся не в вакууме, а в диэлектрической среде. По имени Кулона эти силы взаимодействия называются Кулоновыми, или же электростатическими, ибо они проявляются в случае зарядов покоящихся (см. ниже ст. 563—565).

Таким образом мы видим, что количественные законы открывают только к концу 18 веи ка. Они не могли быть открыты раньше, так. как слабость электрического взаимодействия требует точных приборов для его исследования.

Кулон открывает свои законы лишь после того, как им были изобретены (для других целей) крутильные весы.

Однако попытки количественных измерений были й до Кулона (Кавалло, Бенне), но они давали весьма грубые результаты.

Развитие электрических измерений и инструментов представляет важный момент в истории развития учения об электричестве и с развитием электротехники оказывает большое влияниена ход развития теоретического исследования.

Очень важным моментом развития учения об электричестве в 18 в. было усовершенствование источников получения электричества — электрических машин и изобретение Лейденской байки, дающей возможность накопления сильных электрических зарядов.

Вообще говоря, 18 в. характеризуется чиста эмпирическим развитием электричества. На теорию смотрят, как на средство придумывать новые опыты. Лучше всего этот взгляд выражен у Пристли; в своей History of electricity он посвящает теории электричества целую главу. Эта глава носит название: «О философских теориях вообще и о теории электричества» (1  — я ч. до Франклина, 2  — я — после Франклина).

Конечно термин «философия» у него фигурирует в том смысле, как его охарактеризовал Гегель по отношению к Ньютону.

«Аналогия есть наш лучший руководитель в философских исследованиях» (409), — говбрит