Страница:БСЭ-1 Том 63. Э - Электрофон (1935).pdf/230

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

«Современнаяпередовая техника, — писал Ленин еще в 1921, — настоятельно требует электрификации всей страны — иряда соседних стран — по одному плану... такая работа вполне осуществима в настоящее время», но «пока остается капитализм и частная собственность на средства производства, электрификация целой страны и ряда стран, во-первых, н е может быть быстрой и планомерной; во-вторых, не может быть произведена в пользу рабочих и крестьян. При капитализме электрификация неминуемо поведет к усилению гнета крупных банков и над рабочими и над крестьянами» (Ленин, Соч., т. XXVII, стр. 106).

IV. Э. дореволюционной России и СССР*.

Электрохозяйство дореволюционной России разделяло судьбу всего народного хозяйства того времени. Общая техническая отсталость и слабость, зависимость от передовых капиталистических стран, господство иностранного капитала — вот его характерные черты.

Начало строительства электростанций в России связано с хозяйственным подъемом 90  — х гг.

К 1900 мощность электростанций поднялась до 80 тыс. kW. К 1909 электричество проникает в горную и металлургическую пром-сть Донбасса, в нефтяную пром-сть Баку, в центральный и северный промышленные районы. С экономическим подъемом 1909—14 связано дальнейшее развитие электрохозяйства. Мощность станций общего пользования в 1913 достигла 328 тыс. kW, а выработка электроэнергии  — 690 млн. kW/ч., мощность фабр. — зав. станций составила 750 тыс. kW. Потребление электроэнергии в промышленности поднялось в этом году до 1.600 млн. kW/ч. (в 1905—240 млн. kW/ч.), из к-рых собственные фабр. — зав. станции произвели 1.255 млн. kW/ч.

Электрохозяйство дореволюционной России было, ничтожным по сравнению с другими капиталистическими странами. Мощность станций общего пользования была в 1912 в 20 раз меньше тех же станций США и в 3, 5 раза меньше, чем в Германии (1913).

Все электрохозяйство в основном принадлежало иностранцам (германскому, французскому и итальянскому капиталам), к-рые выкачивали за границу огромные дивиденды. Наиболее крупные электростанции в Петербурге, Москве, Баку, Лодзи принадлежали старейшему энергетическому предприятию в России  — Обществу электрического освещения 1886, хозяевами к-рого были герм. капиталисты (промышленная и финансовая группа «Сименс и Гальске»). Общая сум^а иностранных капиталов, вложенных в электрическое хозяйство России накануне войны, составляла ок. 100 млн. руб. (из них до 80% германского капитала). Для сравнения масштабов иностр, вложений можно отметить, что такая же сумма была вложена иностранцами и в топливную пром-сть России.

Электрохозяйство совершенно не имело внутренней промышленной базы для производства оборудования и аппаратуры для выработки и потребления электрической энергии. Большая часть этого оборудования импортировалась изза границы, гл. обр. из Германии (в части генераторов и аппаратуры) и из Англии (котлы).

Главным потребителем электрической энергии в России накануне войны была промыш♦ См. диаграммы на обороте карт Э. СССР.ленность. Она потребила в 1913 около 80% (1.600 млн. kW/ч.) всей электрич. энергии, произведенной в стране. Степень централизованного электрич. снабжения пром-сти (удельный вес потребления электрической энергии от центр, станций) равнялась всего ок. 20%. Коэффициент Э. промышленности был равен ок..

38%. Ничтожность общего потребления электроэнергии характеризуется сравнительными цифрами потребления электроэнергии на душу населения. В то время как в США в 1913 удельное потребление на душу населения было равно1 185 kW/ч. и в Германии  — 100 kW/ч., в России оно составляло всего 8 kW/ч. По основным качественным показателям оборудования и эксплоатации электрические станции дореволюционной России стояли также на весьма низкой ступени развития (см. Двигатель). Топливный баланс энергетического хозяйства промышленности и станций общего пользования почти целиком базировался на высокосортном привозном топливе (мазут, керосин, донецкий и заграничный уголь). Себестоимость kW/ч. в* 1913 на станциях общего пользования обходилась 19, 5 коп., тариф же в 2—3 раза превышал себестоимость. Таково было в общих чертах то* жалкое наследство, к-рое в Октябре 1917 пролетариат получил от капиталистич. России.

В период 1917—21 гражданская война, топливный голод, отрыв РСФСР от Баку и Донбасса парализовали работы многих электростанций. В 1920—21 на станциях общего пользования выработка упала больше, чем вдвое, по отношению к 1916 (460 млн. kW/ч. вместо 1.075млн. kW/ч.). Ряд станций вовсе не работал.

Прирост новой мощности был крайне незначителен, в среднем около 10 тыс. kW в год. Постановление о бесплатности пользования электрической энергией сопровождалось решительными мерами по проведению строжайшей экономии электроэнергии и топлива. Была создана, при СНК Чрезвычайная комиссия по электроснабжению и издан за подписью Ленина специальный декрет (15/XI 1919) «О мерах к сокращению пользования электрической энергией и электрическим освещением». Эти годы были периодом работы Комиссии ГОЭЛРО (см.), давшей первый государственный план восстановления и развития всего народного хозяйства, на базе Э., периодом собирания сил и продумывания плана грандиозного хоз. наступления.

В течение восстановительного периода (с начала нэпа), с отменой бесплатного пользования электрической энергией и переходом предприятий на хозрасчет, шло налаживание работы старых станций и развивалось новое строительство (в среднем по 42 тыс. kW в год).

В 1925 общая мощность электрических станций уже составляла 1.397 тыс. kW, а выработка» 2.925 млн. kW/ч. Таким образом уровень 1916 был превзойден. При этом рост электрохозяйства происходил в основном за счет развития станций общего пользования.

С переходом к реконструктивному периоду,, особенно с начала первой пятилетки, темпы роста электровооружения СССР далеко превысили соответствующие темпы роста капиталистических стран. Общая мощность советских электростанций с 1, 39 млн. kW в конце* 1925 поднялась до 6, 2 млн. kW к 1/1 1935, т. е. в 4*/а раза; производство электрической энергии с 2, 92 млрд. kW/ч. в 1925 возросло до 20, 5 млрд. kW/ч. в 1934, т. е. в 7 раз. При этом развитие шло гл. обр. за счет мощных районных.