Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/281

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

и воспоминания также являются средствами для достижения истинного счастья. Э. полагает, что чувство удовольствия сильнее чувства неудовольствия; поэтому при страдании человек должен вспоминать пережитые удовольствия и посредством этих воспоминаний успешно бороться против страдания.

Эта теория морали есть оправдание эксплоатации подчиненных классов, которых призывают переносить нищету, физические страдания и всякие лишения при помощи духовных размышлений и воспоминаний о когда-либо полученных наслаждениях. Это — закрепление классовой эксплоатации путем призыва к самоограничению, удержанию голодных эксплоатируемых масс от активного выступления против угнетателей. Философия Э. — это классовая идеология и имеет классовую направленность. Эпикур призывает широкие массы к тому, чтобы ограничиваться самым необходимым и не стремиться к большему. Свидетельство Порфирия по этому поводу гласит: «Большинство эпикурейцев довольствуются, как мы видим, ячменным хлебом и лесными орехами». Философия Э. была значительной ступенью в развитии философской мысли: признание объективной реальности предметов вне нас, догадки о том, что свет луча идет чрезвычайно быстро, отрицание духовной субстанции, борьба с суеверием, отрицание сверхчувственных сил, подчеркивание значения чувств, популяризация научных достижений эпохи — таковы научные заслуги Э. Учение Э. имело в древности много сторонников. Однако многие, считая себя эпикурейцами, на самом деле вульгаризировали учение Э. и выхолащивали его материализм. Они были идеологами других классов, на другой исторической почве. Верно толкует его учение и развивает его дальше в Риме Т. Лукреций Кар.

Эпикуреизм возрождает в 17 в. французский ученый священник Пьер Гассенди, который в основном излагает учение Э., реабилитирует его и стремится увязать материалистический сенсуализм Э. с достижениями науки своей эпохи. Однако и он не понял Э. и приспосабливал его учение к католической религии. Маркс пишет: «Гассенди примиряет свою католическую совесть со своими языческими знаниями, примиряет Эпикура с церковью». Влияние Э. можно проследить также в философии Бэкона, Гоббса и франц. материалистов 18 в.

Лит.: Маркс К., Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. I, М.— Л., 1928; Ленинский сборник, XII, М.— Л., 1931; Гегель, Лекции по истории философии, Соч., т. X, кн. 2, М., 1932; Ланге Ф., История материализма, СПБ, 1900; Боричевский И., Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М., 1925 [приложен перевод нек-рых работ Э.; Ламеттри, Избранные сочинения, М.— Л., 1925 (Система Эпикура); Gassendi Р., Syntagma philosophiae Epicuri…, Lyon, 1649; Танхилевич О., Эпикур и эпикуреизм, М., 1926; Лукреций, О природе вещей, изд. Сабашниковых, М., 1913; Дидро Д., Статьи из «Энциклопедии», I — Эпикуреизм, «Под знаменем марксизма», Москва, 1923, № 4—5.

В. Вандек и В. Тимоско.
.

ЭПИЛЕПСИЯ (греч. epilepsia), в просторечии падучая болезнь, хроническое заболевание центральной нервной системы, одним из главных симптомов к-рого являются периодически появляющиеся судорожные припадки с потерей сознания. Э. известна с древнейших времен. Описание эпилептических припадков можно найти у многих врачей древности под различными названиями (morbus sacer, divinus, astralis — священная, божественная, звездная болезнь и др.), отражающими как беспомощность научно объяснить устрашавшие современников припадки болезни, так и тенденции мистического объяснения их в религиозных целях одержимостью больного духами, высшими силами и т. п. Наряду с собственно (генуинной) Э. ряд других болезней головного мозга (опухоли, сифилис и др.) и травмы его могут вызывать эпилептич. припадки, определяемые как «симптоматическая» Э. В основе эпилептич. припадков лежит раздражение коры головного мозга. — Э. одно из наиболее частых заболеваний нервной системы: при психиатрических переписях довоенного времени число эпилептиков в России колебалось от 20% до 40% переписанных психических больных. По точным подсчетам Люксембургера, на 1.000 чел. населения в Германии приходится 2,8 эпилептика.

Начало болезни падает обычно на возраст детства или юности; однако нередко встречаются случаи, начинающиеся в зрелом возрасте (поздняя Э.). Главным симптомом болезни является припадок. Он состоит во внезапной потере сознания, вследствие которой больной падает. Вся мускулатура больного приходит в состояние сильнейшего напряжения, вследствие чего останавливается дыхание, язык нередко прикусывается до крови судорожно сжатыми челюстями, нередко непроизвольно опоражнивается мочевой пузырь. В дальнейшем во всей напряженной мускулатуре появляются отдельные быстрые подергивания. Весь эпилептический припадок занимает очень непродолжительное время (3—5 минут). По окончании припадка больной или засыпает тяжелым сном или сейчас же приходит в себя, не сохранив никакого воспоминания о том, что с ним было. Потеря сознания во время эпилептического припадка полная, чем припадок этот существенно отличается от судорожных приступов при истерии, когда сознание всегда б. или м. сохранено. Рефлексы во время эпилептического припадка угасают; в частности, что особенно важно для диагноза, угасает реакция зрачков на свет. Чаще всего припадок развивается без всякой связи с внешним поводом; иногда же он бывает провоцирован психическими переживаниями (испугом, волнением, гневом и пр.), пребыванием в атмосфере высокой температуры, алкоголем и т. д. Иногда припадку предшествует какое-нибудь особенное и всегда одно и то же ощущение: яркий свет, особый запах или какое-нибудь своеобразное психическое состояние (так наз. аура). Этими т. н. «большими припадками» (grand mal французов) не ограничивается однако вся симптоматология Э. Часто встречаются т. н. «малые припадки» (petit mal), состоящие в секундном помрачении сознания и не сопровождающиеся ни судорогами ни падением. Припадки повторяются через различное время — несколько раз в месяц, иногда значительно реже (раз в несколько лет), иногда, наоборот, следуя непосредственно один за другим, приводят к развитию т. н. эпилептического состояния (status epilepticus), которое может закончиться смертью вследствие паралича сердца или кровоизлияния в мозг. В тяжелых случаях психика и сознание эпилептиков обнаруживают известные изменения [повышенную раздражительность, беспричинную злобность, тоску, галюцинации и бредовые переживания (эпилептические эквиваленты)]. Помимо этих кратковременных психических расстройств эпилептики об-