Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/71

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

После Гаагского конгресса 1872 в лагерь противников Ген. совета перешла последняя группа эмигрантов — бланкисты. В 1874 бланкисты особым манифестом заявили о создании в Лондоне новой «Революционной Коммуны», просуществовавшей вплоть до амнистии 1880. Революционный авантюризм, характерный для этой новой организации эмигрантов Коммуны, заставил Энгельса выступить с резкой критикой «программы коммунаров-бланкистов». Амнистия (июнь 1880) застала Э. в состоянии почти полного разложения, и именно вследствие этого на родине многие коммунары быстро отошли от политической жизни, многие же вошли в близкий к радикалам и враждебный социализму и классовой борьбе «Республиканско-социалистический Альянс». Остальные — меньшинство — частью примкнули к рабочей партии, частью вошли в 1881 в бланкистский «Центральный революционный комитет», частью ушли в анархистское движение.

Лит.: Об эмиграции 1848—51 — Saint-Férreol A., Les proscrits français en Belgique, 2 tt., P., 1871; его же, Impression d’exil à Genève, Brioude, 1877; Zévaès A., Les proscrits de 1848 et de 1851 à Londres, «Révolution de 1848», P., tt. XX—XXI; Герцен A. И., Былое и думы, ч. 6 и 7, Полное собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. XIV, П., 1920; Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, тт. XXIII и XXIV, М.—Л., 1930—31. Об эмиграции 1871 — Claris А., La proscription française en Suisse, Genève, 1872; Marx K., Les prétendues scissions dans l’International (Mouvement socialiste, t. 34, №№ 253—54), P., 1913; Лиссагapэ, История Коммуны 1871, M., 1905; Кан С., Маркс как организатор помощи жертвам версальского террора, Москва, 1931.

С. Кан.
Э. НЕМЕЦКАЯ.

Э. из Германии шла широким потоком еще в эпоху феодализма. В 30-х и 40-х гг. 19 в. меттерниховская реакция, охватившая большинство германских государств, погнала за границу множество представителей либеральной и радикальной интеллигенции и разоряющегося ремесленничества. В Париже образовалась большая колония, в к-рой подвизались Берне, Гейне, Руге, бр. Бауэры, Вейтлинг, Маркс и в разное время Энгельс. Там возникли тайные общества немецких эмигрантов — Союз изгнанников, Союз справедливых (см.). В Швейцарии, где немецкие ремесленники и интеллигенты группировались вокруг «просветительных обществ», коммунистическую агитацию вел Вейтлинг (см.), который в 1843 был арестован цюрихским правительством и выдан Пруссии. Немецкие эмигрантские кружки в Париже, Лондоне и Брюсселе послужили основой для создания в 1847 под руководством Маркса и Энгельса первой международной пролетарской организации — Союза коммунистов (см.). В Америку в эти десятилетия выехало не менее 200 тысяч немцев, преимущественно ремесленников и людей «свободных профессий». Еще сильней хлынула волна эмиграции из Германии после революции 1848.

Э. после революции 1848. Разгром последнего этапа революции 1848 в Германии — баденско-пфальцского восстания в мае—июне 1849 и наступившая реакция выбросили за пределы Германии массу лиц, замешанных тем или иным образом в революционных движениях. В Швейцарию, через баденскую границу, окружным путем через Эльзас и т. д., вместе с остатками баденско-пфальцской революционной армии перебралась масса деятелей 1848. Значительно меньше эмигрантов (Маркс, Руге, Фрейлиграт, Ронге, Блинд и др.) пробрались во Францию и Бельгию, откуда через непродолжительное время под давлением франц. правительства должны были уехать в Англию или Америку. В Швейцарии в первые годы эмиграции насчитывалось до 11 тыс. нем. беженцев. В Цюрихе и Берне обосновались гл. обр. мелкобуржуазные элементы эмиграции, а также «вожди» и «великие люди» революции. В Женеве же с ее сравнительно развитой пром-стью и с пролетариатом, еще со времени Вейтлинга сохранившим коммунистические традиции, собрались пролетарские, в том числе и коммунистические элементы эмиграции. Здесь были: Энгельс, вскоре перебравшийся в Лондон к Марксу, Вильгельм Либкнехт, один из редакторов «Новой рейнской газеты» Дронке, старые члены Союза коммунистов И. Ф. Беккер и П. Имандт, молодой Зорге и др. В Швейцарии был также М. Гесс (см.). Эмигранты со дня на день ждали новой вспышки революции в Германии и проявляли кипучую организационную и пропагандистскую деятельность. Но швейцарское правительство под нажимом держав с начала 1850 пошло по пути отказа эмигрантам в праве убежища и начало преследование их организаций. Число эмигрантов вскоре уменьшилось с 11.000 до 500. Эмигранты охотно покидали Швейцарию и переселялись в Англию и Америку; надежды на немедленную революцию угасали, а прокормиться в маленькой Швейцарии становилось все труднее. В ней остались только буржуазные деятели (К. Фогт и Р. Вагнер), отошедший от рабочего движения Ст. Борн и коммунист Беккер, которого как швейцарского подданного нельзя было выслать. С этих пор Лондон, в особенности после того как реакция во Франции, Бельгии и Швейцарии сильно пополнила ряды лондонских эмигрантов, стал одним из важнейших центров эмиграции. В Лондон переехали Маркс (23 августа 1849) и Энгельс (в ноябре).

Вся деятельность Маркса и Энгельса в этот промежуток времени была направлена на организацию самостоятельной рабочей партии, к-рая должна была стать во главе нем. пролетариата в ожидаемых в ближайшее время революционных боях. Был восстановлен ЦК Союза коммунистов, сделаны в первое время удачные попытки восстановления союза в Германии, организован комитет помощи беженцам, установлены связи с радикальным крылом чартистов (Гарни, Джонс) и с бланкистами (см. выше — Э. французская). Стоя во главе журн. «Обозрение Новой рейнской газеты» и коммунистического Немецкого просветительного рабочего общества в Лондоне, Маркс и Энгельс до середины 1850 занимали господствующее положение в лондонской Э. Это рабочее просветительное об-во было основано еще в 1840 будущими членами Союза коммунистов Г. Бауэром и К. Шаппером и пользовалось большой популярностью и авторитетом среди немецких рабочих-эмигрантов.

К середине 1850 относятся первые попытки организации мелкобуржуазных элементов эмиграции под демократическим руководством и выступление их против коммунистов. Во главе этого движения стояли Р. Шрамм, Струве, Гейнцен, а гл. обр. Руге, связавшийся в это время с Европейским (центральным) демократическим комитетом (см.). Когда к середине 1850 вместо ожидаемого обострения экономического кризиса наступил период промышленного подъема, Маркс и Энгельс увидели, что приходится отбросить надежды на близкую