Страница:БСЭ-1 Том 65. Эфемериды - Яя (1931)-1.pdf/152

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Я, последняя буква современного русского алфавита (в дореформенном алфавите за буквой «я» следовали еще «фита» и «ижица»). БСЭ-1 Том 65. Эфемериды - Яя (1931)-1.pdf/152 Формы ее начертания восходят к церковнославянск. Ѧ (юсу малому), звуковое значение которого на русской почве совпало со значением йотированного «а» (á), а формы начертания почти совпали (см. рисунок). БСЭ-1 Том 65. Эфемериды - Яя (1931)-1.pdf/152В современном русском письме буква «я» обозначает следующие звуки: 1) в слоге под ударением в начале слова и слога после гласного и разделительных знаков «ь», «ъ» — сочетание звуков ja — «я», «твоя» ( = ja, tvajá); 2) после согласных  — «а» с предшествующим смягчением согласного — «няня» (= n’ an’a); 3) в слоге без ударения — гласн. переднего ряда различной степени ослабления, обозначаемые обычно в транскрипции знаком «ь» («воля» = vol’ь), а также — в слоге перед ударением (в литературном произношении) — звук средний между «е» и «і» или ненапряженный звук «i» («пятак» = p’itak).

Я. В 16 в. начало развиваться «буржуазное общество». «В этом обществе свободной конкуренции отдельная личность является освобожденной от естественных связей и т. д., к-рые в прежние исторические эпохи делали из нее составную часть определенного ограниченного человеческого конгломерата. Так как этот индивид казался воплощением естественных свойств и отвечал воззрению на природу человека, то в нем видели нечто, возникшее не историческим путем, а установленное самой природой» (Маркс). Соответственно этому в новой философии начинает выдвигаться проблема индивидуальности, или Я. Я у Декарта единственно достоверное, к чему приводит анализ наших представлений, это идея в самом себе, «поскольку Я — вещь мыслящая и не протяженная». Это Я то же самое, что «моя душа, благодаря к-рой я являюсь тем, что я есть», оно всецело отделено от тела и может быть или существовать без него. Но у Декарта идеализм не носит характера полного отрицания материи, т. к. наряду с мыслящей вещью познается самостоятельное и независимое от души существование протяженной субстанции. Гораздо более решительный характер субъективный идеализм имеет у англ. философа Беркли, который отрицает существование внешних объектов вне ума и единственной реальностью признает только собрание идей и нечто познающее или воспринимающее их, называемое «ум, дух, душа или Я». Учение Беркли, последовательно проведенное, приводит к солипсизму (см.), т. е. к такому учению, которое отрицает не только существование материального мира, но и других мыслящих существ, кроме сознающего Я. В дальнейшем Юм (см.) направил свою критику не только против понятия телесной субстанции, но и против духовной субстанции, к-рая являлась для Беркли единственной реальностью. В лице Юма эмпиризм приходит к саморазложению: само Я распадается, и не остается ничего устойчивого.

Философия Канта представляет собой новый этап в развитии понятия Я. Желая примирить рационализм с эмпиризмом, Кант различает два вида Я: чистое и эмпирическое Я. Эмпирическое Я соответствует связке ощущений Юма, т. е. имеет характер эмпирической индивидуальности. Чистое же Я, или сознание вообще, носит над-индивидуальный характер; его основной функцией является объединение многообразного, данного в ощущениях, посредством чистых категорий рассудка. В противоположность эмпирическому Я, носящему пассивный характер, чистое Я имеет активный характер. Дальнейшим этапом является философия Фихте, где чистое Я, имеющее у Канта гносеологический характер, превращается в абсолютное Я, воплощающее чистую деятельность. Это Я полагает самого себя и не Я и сознает себя тожественным с не Я. Поскольку это Я носит деятельный характер, постольку практический разум преобладает над теоретическим. Внешний мир является продуктом чистой деятельно-