Страница:БСЭ-1 Том 65. Эфемериды - Яя (1931)-1.pdf/46

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

В ответ на проводившуюся правительством Пашича политику в Загребе (21/V 1921) был создан Хорватский национальный блок, в к-ром объединились все хорватские партии под председательством Степана Радича. Радич, весьма ловко применявший лжереволюционную тактику бойкота белградского парламента, объявил главной целью блока борьбу всеми легальными средствами против Белграда и отказ от принятия составленной в духе крайнего централизма конституции. Эти призывы трудящихся к борьбе лишь легальными средствами являлись со стороны Радича искусным маневром обессиления трудящихся масс перед лицом классового врага. Хорватский блок просуществовал однако только до первых парламентских выборов. — Видовданская конституция, узаконившая великосербскую политику, была принята Учредительным собранием (28/VI 1921) относительным большинством благодаря голосам мусульманских беков, получивших за отобранные у них крестьянские земли возмещение в 255 млн. динаров.

При возвращении принца-регента из парламента после присяги конституции на него произведено было покушение коммунистом Стеичем. Покушение не удалось, и Стеич приговорен был к смертной казни, замененной впоследствии 20-летней каторгой. А 21 июля министр внутренних дел М. Драшкович был убит босняком  — комсомольцем Алиагичем, к-рый вскоре был повешен. Югославская буржуазия хорошо использовала эти покушения, являвшиеся реакцией со стороны отдельных коммунистов на оппортунистическую политику руководства компартии. Начались повсеместные массовые аресты рабочих, a 21/VIII 1921 был принят закон «о защите государства». Этим законом были аннулированы мандаты всех коммунистических депутатов в парламенте, компартия запрещена, и одна только принадлежность к ней наказывалась каторгою до 20 лет. Тысячи рабочих были брошены в тюрьму или высланы из рабочих центров. Против коммунистов был возбужден ряд процессов. Все члены исполкома ЦК компартии Ю., арестованные по обвинению в соучастии в покушении Стеича, хотя и были оправданы по этому пункту как необоснованному, но были в начале 1922 приговорены к 2 годам тюрьмы за ведение коммунистической пропаганды. Разгромив коммунистическое движение, правительство Пашича-Прибичевича приняло в течение 1922 ряд экономических мер в интересах великосербской буржуазии. Путем искусственной колонизации и внедрения благонадежных крестьян, гл. обр. сербской национальности, в среду крестьян новоприсоединенных областей правительство стремилось ослабить классовую и национальную борьбу в областях. Но эта колонизаторская политика оказалась безрезультатной, так как колонисты вследствие своего бедственного положения (непригодные земли, отсутствие инвентаря и т. д.), вместо того, чтобы стать благонадежным фашистским элементом, поднимали бунты и явились вообще благоприятной средой для революционного брожения. Далее несмотря на постановление Видовданской конституции, в силу которого все налоги должны быть равны для всех областей, великосербская буржуазия беззастенчиво эксплоатировала т. н. пречанские, т. е. несербские области. Налоговое бремя распределялось крайне неравномерно, падая гл. обр. на вновь присоединенные области.

18/III 1923 правительство Пашича-Прибичевича провело выборы в обстановке террора с целью расширения своего базиса в парламенте. Но несмотря на все принятые меры, выборы эти нисколько не улучшили позиции правительства, к-рому не удалось получить прочного большинства. Выборы показали усиление угнетенных национальностей. В частности значительный успех на выборах имела партия Радича, получившая 69 мандатов. Сам Радич в связи с резким выступлением против короля Александра, к-рого он обвинял в поддержке политики великосербской буржуазии, вынужден был в июле 1923 бежать за границу, где развернул антисербскую пропаганду. На первых порах Радич, играя на англо-французских противоречиях, обратился к Англии, надеясь на поддержку тех кругов англ. буржуазии, к-рые вложили свои капиталы в разные хорватские банки и предприятия. Но не встретив здесь ожидаемой помощи, он уехал в Москву и, используя нарастание революционных настроений среди хорватских крестьянских масс, стал вести переговоры о вступлении хорватской крестьянской партии в Крестинтерн. 1/VII 1924 президиум Крестинтерна постановил принять хорватскую крестьянскую партию в свой состав. Угнетенные хорватские крестьяне с воодушевлением приветствовали этот шаг. Однако Радич и буржуазное руководство хорватской крестьянской партии пошли на вступление в Крестинтерн лишь с целью обмануть рвавшиеся в бой крестьянские массы. Несколько месяцев спустя руководство партии Радича официально заявило о своем выходе из Крестинтерна.

Сербское правительство продолжало между тем осуществлять свою политику то с помощью немецкой и венгерской буржуазии то при поддержке турецких помещиков и буржуазии Македонии. 27/I 1924 в Риме был подписан договор о дружбе с Италией, по к-рому Ю. признала право Италии на все оккупированные последней словенские области. Но после этого договора остался неразрешенным целый ряд вопросов правового экономич. и финансового порядка, возникших в связи с разрывом вековых отношений между территориями, в настоящее время поделенными между Ю. и Италией. Для рассмотрения этих вопросов были созваны специальные конференции в Венеции (8/Х 1924), затем во Флоренции (17/II 1925); переговоры продолжались вплоть до 22/VI 1925, когда были подписаны Неттунские соглашения, окончательно закрепившие за Италией Фиуме и другие территории, уступленные ей уже раньше (сев. Далмация, Истрия и др.). Но центр тяжести Неттунских соглашений лежал в разрешении иностранцам приобретать недвижимость в 50-километровой пограничной зоне, ибо это являлось громадным выигрышем для Ита-