Страница:Введение в археологию. Часть 1 (Жебелёв, 1923).pdf/140

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


точнее, восточной церкви, со введением о памятниках древне-христианских и с обращением особого внимания на русские церковные памятники. Последние оценивались, почти исключительно с точки зрения их содержания, т. е. изображенных на них сюжетов; значительно меньше внимания уделялось вопросам стиля памятников и их техники. Таким образом, изучение церковной археологии сводилось, в сущности, к ознакомлению с христианской иконографией. Очевидно, такая ограниченная и недостаточно научно поставленная постановка преподавания археологии в духовных академиях не могла выработать из числа их питомцев заправских археологов, хотя бы даже и со специальным уклоном в сторону археологии церковной. Тем не менее профессорами церковной археологии в духовных академиях произведено было не мало работ, ценных, хотя бы, в отношении собирания материала, в области археологии русской и византийской. Из них в особенности должно отметить многочисленные и многоученые труды покойного (1917) профессора Петербургской Духовной Академии Н. В. Покровского, о которых речь впереди; здесь следует упомянуть лишь о том, что, благодаря его инициативе и энергии, при Петербургской Духовной Академии был создан прекрасный церковно-археологический музей (его описание было издано в 1910 г.)[1]. Кроме церковной археологии, в духовных академиях преподавалась также археология библейская[2]. К ее области должны быть отнесены упомянутые выше (стр. 127) труды киевского профессора А. А. Олесницкого.

В русских университетах специальной кафедры по археологии никогда не существовало. Отдельные археологические курсы, исключительно из области классической археологии, читались иногда профессорами классической филологии и древней истории. Преподавание такой близкой и отчасти тожественной с археологией дисциплины, какою является история искусств, введено было на историко-филологических факультетах лишь по университетскому уставу 1863 г., когда учреждена была особая кафедра истории и теории искусств, причем, на первых порах, преподавалась исключительно история классического искусства, и лишь постепенно в круг факультетского преподавания включена была история искусства византийского, эпохи Возрождения, русского и пр.

В Московском университете, еще до введения в действие устава 1863 г., по инициативе Ф. И. Буслаева, поддержанной Н. М.

  1. О Н. В. Покровском см. брошюру: Проф. Н. В. Покровский. Краткий очерк ученой деятельности, СПБ. l909.
  2. Для ознакомления с предметом этой дисциплины, как она понималась в духовных академиях, см. книгу И. Г. Троицкого „Библейская археология“. П. 1913. Руководящее значение имеет статья Б. А. Тураева „Библейская археология“ в VI т. НЭС.