Страница:Великорусские сказки. Худяков И. А. 1860.pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


«ну, нашъ братецъ жизнь кончилъ.» Слетаются ихъ мужья и совѣтуются между собою: «надобно разыскивать Ивана царевича, гдѣ онъ жизнь кончилъ.» Воронъ полетѣлъ на Западъ, орелъ на Востокъ, соколъ на Сѣверъ: стали разыскивать. Воронъ летитъ и видитъ: большое стадо вороньевъ сидятъ и клюютъ тѣло Ивана царевича. Воронъ подлетаетъ къ этимъ вороньямъ, схватилъ изъ нихъ одного ворона, сталъ его рвать. Этотъ воронъ и кричитъ: «прости меня; я тебѣ услужу!»—Что ты мнѣ услужишь?—«Что тебѣ угодно, все могу сдѣлать.»—«Коли такъ, лети поскорѣй, разыскивай живой и мертвой воды.» Далъ ему воронъ два пузырька; тотъ полетѣлъ и принесъ живой и мертвой воды. Сложилъ воронъ эти четыре части, помазалъ ихъ мертвой водой; онѣ и срослись; прыснулъ живой водой: всталъ, ожилъ Иванъ царевичъ.

«Ахъ, говоритъ, какъ я долго спалъ!»—Воронъ ему и говоритъ: вѣкъ бы тебѣ спать, еслибы не я.—«Что такое?»—Ты былъ изрубленъ на четыре части.—«Да! помню: змѣй меня изрубилъ.» Сталъ Иванъ царевичъ спрашивать у ворона: «что мнѣ дѣлать, воронъ? Какъ мнѣ достать Марью Маревну?»—Вотъ, говоритъ, какъ: поѣзжай въ такое-то царство, наймись у такого-то короля табунъ стеречь. Остережешь трое сутокъ, и онъ тебѣ будетъ за работу давать тысячу рублей или разныхъ коней, ты не бери ничего, только проси кобыленку клячу, которая валяется на заднемъ дворѣ, издыхаетъ. Возьмешь эту кобыленку, корми ее двѣнадцать зорь; на этой кобыленкѣ можешь ты уѣхать отъ змѣя.—Тутъ Иванъ царевичъ распростился съ ворономъ; пріѣхалъ Иванъ царевичъ въ это царство. Въ первый разъ выгналъ стеречь; весь табунъ разбѣжался кой-куда. Онъ ударилъ чашечкой, явились слуги: «что вамъ угодно?» спрашиваютъ. Онъ приказалъ лошадей собрать. Собрали ему лошадей, пригналъ онъ ихъ къ этому царю. На второй разъ и на третій разъ все такимъ же манеромъ.


Тот же текст в современной орфографии

«ну, наш братец жизнь кончил.» Слетаются их мужья и советуются между собою: «надобно разыскивать Ивана царевича, где он жизнь кончил.» Ворон полетел на Запад, орёл на Восток, сокол на Север: стали разыскивать. Ворон летит и видит: большое стадо вороньев сидят и клюют тело Ивана царевича. Ворон подлетает к этим вороньям, схватил из них одного ворона, стал его рвать. Этот ворон и кричит: «прости меня; я тебе услужу!» — Что ты мне услужишь? — «Что тебе угодно, всё могу сделать.» — «Коли так, лети поскорей, разыскивай живой и мёртвой воды.» Дал ему ворон два пузырька; тот полетел и принёс живой и мёртвой воды. Сложил ворон эти четыре части, помазал их мёртвой водой; они и срослись; прыснул живой водой: встал, ожил Иван царевич.

«Ах, говорит, как я долго спал!» — Ворон ему и говорит: век бы тебе спать, если бы не я. — «Что такое?» — Ты был изрублен на четыре части. — «Да! помню: змей меня изрубил.» Стал Иван царевич спрашивать у ворона: «что мне делать, ворон? Как мне достать Марью Маревну?» — Вот, говорит, как: поезжай в такое-то царство, наймись у такого-то короля табун стеречь. Остережёшь трое суток, и он тебе будет за работу давать тысячу рублей или разных коней, ты не бери ничего, только проси кобыленку клячу, которая валяется на заднем дворе, издыхает. Возьмёшь эту кобыленку, корми её двенадцать зорь; на этой кобыленке можешь ты уехать от змея. — Тут Иван царевич распростился с вороном; приехал Иван царевич в это царство. В первый раз выгнал стеречь; весь табун разбежался кой-куда. Он ударил чашечкой, явились слуги: «что вам угодно?» спрашивают. Он приказал лошадей собрать. Собрали ему лошадей, пригнал он их к этому царю. На второй раз и на третий раз всё таким же манером.