Страница:Верховья Большой Лабы и перевал Цагеркер (Динник 1905).pdf/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


верхней границы лѣсовъ, даже на альпійскихъ лугахъ, гдѣ иногда пасутся почти рядомъ со стадами барановъ и козъ, принадлежащихъ горцамъ. Послѣдніе, какъ магометане, свиней не трогаютъ, особенно въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ мясо ихъ сбыть невозможно. Въ ущельѣ Макеры я видѣлъ также слѣды дикихъ козъ или косуль и былъ отчасти удивленъ, встрѣтивъ ихъ такъ высоко и притомъ въ этихъ сплошныхъ дремучихъ вѣковыхъ лѣсахъ; но егеря Кубанской Охоты и стражники говорили мнѣ, что дикія козы попадаются даже и выше этихъ мѣстъ, напр., въ лѣсахъ по долинѣ Пхіи[1]. На горахъ, окаймляющихъ долину Загдана и ущелье Макеры, водятся также серны и туры (Сарга Sewerzowi Menzb.), но въ количествѣ сравнительно небольшомъ. Въ отношеніи горъ, возвышающихся по правую сторону долины Лабы, это объясняется тѣмъ, что здѣсь пасется очень много рогатаго скота и лошадей, принадлежащихъ карачаевцамъ, абазинцамъ и абхазцамъ. Изъ рыбъ въ этихъ мѣстахъ водится только рѣчная форель, встрѣчающаяся, однако, въ очень большомъ количествѣ во всѣхъ здѣшнихъ рѣчкахъ. Гдѣ-бы мы ни останавливались, моимъ проводникамъ всегда удавалось поймать нѣсколько десятковъ форелей; на посту около Пхіи два ветеринарныхъ стражника за 2—3 часа при мнѣ поймали 60 штукъ ихъ, а за день передъ этимъ въ нѣсколько часовъ 150 штукъ!

Къ концу второго дня вода въ Лабѣ начала замѣтно спадать. Мы были увѣрены, что, если только ночью не случится въ горахъ дождя, она понизится очень сильно и намъ безъ труда можно будетъ перебраться на правый берегъ рѣки. Съ надеждою на это мы улеглись спать, но ночью снова преслѣдовала насъ мошка, хотя значительно меньше, чѣмъ наканунѣ. Причиною этому была, вѣроятно, болѣе холодная ночь, предвѣщавшая хорошую погоду. Наступившее за нею утро было, дѣйствительно, чудное — ясное и безоблачное; солнце своими яркими, блестящими лучами облило всѣ лѣса, горные луга, скалы и вѣчные снѣга. Все это свѣтилось и искрилось, какъ въ огнѣ; ярко сіяла и блестѣла всѣми цвѣтами спектра каждая капелька росы. Когда я отправился на рѣку, то увидѣлъ, что вода въ ней замѣтно очистилась и сильно убыла.

  1. Въ этомъ году за станицей Самурской мнѣ пришлось убить дикаго козла (Capreolus caprea Gray) на горныхъ лугахъ верстахъ въ двухъ отъ лѣса и на высотѣ около 6000 ф. Съ этимъ козломъ былъ еще и другой.
Тот же текст в современной орфографии

верхней границы лесов, даже на альпийских лугах, где иногда пасутся почти рядом со стадами баранов и коз, принадлежащих горцам. Последние как магометане свиней не трогают, особенно в тех местах, где мясо их сбыть невозможно. В ущелье Макеры я видел также следы диких коз или косуль и был отчасти удивлен, встретив их так высоко и притом в этих сплошных дремучих вековых лесах; но егеря Кубанской охоты и стражники говорили мне, что дикие козы попадаются даже и выше этих мест, например, в лесах по долине Пхии[1]. На горах, окаймляющих долину Загдана и ущелье Макеры, водятся также серны и туры (Сарга Sewerzowi Menzb.), но в количестве сравнительно небольшом. В отношении гор, возвышающихся по правую сторону долины Лабы, это объясняется тем, что здесь пасется очень много рогатого скота и лошадей, принадлежащих карачаевцам, абазинцам и абхазцам. Из рыб в этих местах водится только речная форель, встречающаяся, однако, в очень большом количестве во всех здешних речках. Где бы мы ни останавливались, моим проводникам всегда удавалось поймать несколько десятков форелей; на посту около Пхии два ветеринарных стражника за 2—3 часа при мне поймали 60 штук их, а за день перед этим в несколько часов 150 штук!

К концу второго дня вода в Лабе начала заметно спадать. Мы были уверены, что, если только ночью не случится в горах дождя, она понизится очень сильно и нам без труда можно будет перебраться на правый берег реки. С надеждою на это мы улеглись спать, но ночью снова преследовала нас мошка, хотя значительно меньше, чем накануне. Причиною этому была, вероятно, более холодная ночь, предвещавшая хорошую погоду. Наступившее за нею утро было, действительно, чудное — ясное и безоблачное; солнце своими яркими, блестящими лучами облило все леса, горные луга, скалы и вечные снега. Все это светилось и искрилось, как в огне; ярко сияла и блестела всеми цветами спектра каждая капелька росы. Когда я отправился на реку, то увидел, что вода в ней заметно очистилась и сильно убыла.

  1. В этом году за станицей Самурской мне пришлось убить дикого козла (Capreolus caprea Gray) на горных лугах верстах в двух от леса и на высоте около 6000 ф. С этим козлом был еще и другой.